Определение эффективности функционирования технологии обучения для формирования профессионального интереса у учащихся медицинского колледжа, где латинский язык выступает как средство его формирования, связано с разработкой критериев и показателей ее результативности.
Разработка и применение критериев – одна из важнейших научных проблем. ²Для каждой науки весьма важным является вопрос о критериях, которыми можно руководствоваться при оценке происходящих педагогических процессов и явлений. Только при наличии таких критериев можно сделать вывод о предпочтительных, наилучших результатах педагогических воздействий².
Критерий – термин, который используется во многих научных сферах. Приведем пример трактовки данного понятия из ²Большого энциклопедического словаря². Критерий – от греческого ²kriterion² средство для суждения, признак, на основе которого производится оценка; определение, классификация чего-либо, мерило оценки. Критерий должен выполнять следующие функции: отражать динамику измеряемого качества во времени; сочетать количественные и качественные показатели, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного рассматриваемого феномена, а главное он должен связывать все компоненты системы, которая исследуется. Основные требования, предъявляемые к критериям, заключаются в следующем:
1) критерии должны быть адекватны тем явлениям, измерителем которых они являются;
2) критерии должны соответствовать дидактическим целям, характеризовать связь между ними и результатами обучения;
3) критерии должны выражаться в таких понятиях, которые можно подвергнуть количественному анализу;
4) критерии должны обеспечивать относительную простоту измерений, легкость расчетов, доступность и удобство в обращении;
5) критерии должны позволять оценивать не только объем, но и качество знаний, навыков, умений; не только формальные результаты обучения, но и творческую работу обучающихся.
Анализ литературных источников показал, что единые критерии, показатели и уровни сформированности профессионального интереса у учащихся медицинского колледжа (на материале изучения ²Основ латинского языка и медицинской терминологии²) отсутствуют.
В рамках данного исследования критерии сформированности профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений будут выделены на основе специфики изучения латинского языка, так как эта дисциплина в медицинском колледже предусматривает только профессиональную направленность и отдает предпочтение лишь некоторым видам речевой деятельности – письму и чтению, а также с учетом особенностей формирования профессионального интереса в целом.
Попытаемся обосновать существующую, на наш взгляд, взаимосвязь между формированием интереса к будущей профессиональной деятельности и успеваемостью учащихся.
Из общих представлений о роли интереса и его связи с успеваемостью следует, что успеваемость должна быть лучше при наличии профессионального интереса на момент приобретения профессии. М.К. Баскакова Л.И. Калиникова и С. Н. Солодухова экспериментально доказали, что высокий уровень развития интереса положительно влияет на успешность обучения. Большинство неуспевающих учащихся отличаются низким уровнем развития интереса или отсутствием внимания к происходящему в рамках учебного занятия. Сравнительный анализ видов профессионального интереса показал, что при отсутствии или низком уровне одного из них успеваемость снижается.
Итак, успеваемость тесно связана с проявлением интереса к изучаемому материалу в процессе приобретения профессии: чем выше уровень его сформированности, тем эффективнее, как правило, у учащиеся выполняют учебные задания.
Профессиональный интерес неизменно сопутствует успешной профессиональной деятельности. Интерес к будущей профессии является, как отмечают многие ученые, главным смыслообразующим мотивом изучения учащимися учебных дисциплин, в том числе и латинского языка.
Процесс профессионального становления на стадии обучения в средних профессиональных медицинских учебных заведениях является неравномерным; так, например, на первом году обучения учащиеся сталкиваются только с дисциплинами общепрофессиональной подготовки, которые не дают полного представления об их будущей профессиональной деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике в этот период обучения не может быть сформирован.
Одной из ведущих линий профессионального становления будущего медика в среднем профессиональных учебном заведении является формирование готовности к профессиональной деятельности: в этом заключается суть методической подготовки учащихся. Она осуществляется в несколько этапов: на 1 и 2-м курсе обучения складывается учебно-академическая форма деятельности, которая формируется на основе школьной учебной деятельности и является средством формирования академических знаний и умений; на 3 и 4-м курсе на основе преобразования предыдущей формы учебной деятельности складывается учебно-профессиональная деятельность, которая является средством формирования профессиональных знаний и умений, а в конечном счете – средством формирования профессионального интереса к медицинской деятельности; последняя рассматривается как закономерный результат последовательного преобразования учебно-профессиональной деятельности.
Влияние игры на устную речь ребенка
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет ...
Пунктуация, как особый раздел языкознания
Пунктуация (лат. punctum - точка) - система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации - членение и графическая организация письменного (печатного) текста. Пунктуация тесно связ ...
Из опыта роботы учителей по использованию элементов множеств в обучении математике
в начальных классах
Изучая опыт работы учителей по журналам «Начальная школа», «Башkортостан уkытыусыhы», методических разработок, нашли много примеров по использованию множеств в обучении. Например: в журнале «Начальная школа» учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему «З ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.