Образование » Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений » Выбор и обоснование критериев результативности технологии обучения латинскому языку

Выбор и обоснование критериев результативности технологии обучения латинскому языку

Страница 1

Определение эффективности функционирования технологии обучения для формирования профессионального интереса у учащихся медицинского колледжа, где латинский язык выступает как средство его формирования, связано с разработкой критериев и показателей ее результативности.

Разработка и применение критериев – одна из важнейших научных проблем. ²Для каждой науки весьма важным является вопрос о критериях, которыми можно руководствоваться при оценке происходящих педагогических процессов и явлений. Только при наличии таких критериев можно сделать вывод о предпочтительных, наилучших результатах педагогических воздействий².

Критерий – термин, который используется во многих научных сферах. Приведем пример трактовки данного понятия из ²Большого энциклопедического словаря². Критерий – от греческого ²kriterion² средство для суждения, признак, на основе которого производится оценка; определение, классификация чего-либо, мерило оценки. Критерий должен выполнять следующие функции: отражать динамику измеряемого качества во времени; сочетать количественные и качественные показатели, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного рассматриваемого феномена, а главное он должен связывать все компоненты системы, которая исследуется. Основные требования, предъявляемые к критериям, заключаются в следующем:

1) критерии должны быть адекватны тем явлениям, измерителем которых они являются;

2) критерии должны соответствовать дидактическим целям, характеризовать связь между ними и результатами обучения;

3) критерии должны выражаться в таких понятиях, которые можно подвергнуть количественному анализу;

4) критерии должны обеспечивать относительную простоту измерений, легкость расчетов, доступность и удобство в обращении;

5) критерии должны позволять оценивать не только объем, но и качество знаний, навыков, умений; не только формальные результаты обучения, но и творческую работу обучающихся.

Анализ литературных источников показал, что единые критерии, показатели и уровни сформированности профессионального интереса у учащихся медицинского колледжа (на материале изучения ²Основ латинского языка и медицинской терминологии²) отсутствуют.

В рамках данного исследования критерии сформированности профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений будут выделены на основе специфики изучения латинского языка, так как эта дисциплина в медицинском колледже предусматривает только профессиональную направленность и отдает предпочтение лишь некоторым видам речевой деятельности – письму и чтению, а также с учетом особенностей формирования профессионального интереса в целом.

Попытаемся обосновать существующую, на наш взгляд, взаимосвязь между формированием интереса к будущей профессиональной деятельности и успеваемостью учащихся.

Из общих представлений о роли интереса и его связи с успеваемостью следует, что успеваемость должна быть лучше при наличии профессионального интереса на момент приобретения профессии. М.К. Баскакова Л.И. Калиникова и С. Н. Солодухова экспериментально доказали, что высокий уровень развития интереса положительно влияет на успешность обучения. Большинство неуспевающих учащихся отличаются низким уровнем развития интереса или отсутствием внимания к происходящему в рамках учебного занятия. Сравнительный анализ видов профессионального интереса показал, что при отсутствии или низком уровне одного из них успеваемость снижается.

Итак, успеваемость тесно связана с проявлением интереса к изучаемому материалу в процессе приобретения профессии: чем выше уровень его сформированности, тем эффективнее, как правило, у учащиеся выполняют учебные задания.

Профессиональный интерес неизменно сопутствует успешной профессиональной деятельности. Интерес к будущей профессии является, как отмечают многие ученые, главным смыслообразующим мотивом изучения учащимися учебных дисциплин, в том числе и латинского языка.

Процесс профессионального становления на стадии обучения в средних профессиональных медицинских учебных заведениях является неравномерным; так, например, на первом году обучения учащиеся сталкиваются только с дисциплинами общепрофессиональной подготовки, которые не дают полного представления об их будущей профессиональной деятельности.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике в этот период обучения не может быть сформирован.

Одной из ведущих линий профессионального становления будущего медика в среднем профессиональных учебном заведении является формирование готовности к профессиональной деятельности: в этом заключается суть методической подготовки учащихся. Она осуществляется в несколько этапов: на 1 и 2-м курсе обучения складывается учебно-академическая форма деятельности, которая формируется на основе школьной учебной деятельности и является средством формирования академических знаний и умений; на 3 и 4-м курсе на основе преобразования предыдущей формы учебной деятельности складывается учебно-профессиональная деятельность, которая является средством формирования профессиональных знаний и умений, а в конечном счете – средством формирования профессионального интереса к медицинской деятельности; последняя рассматривается как закономерный результат последовательного преобразования учебно-профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru