Формирование предметных знаний и умений в средних профессиональных медицинских учебных заведениях также осуществляется в два этапа. На первом происходит формирование общепрофессиональных знаний и умений, которые являются фундаментом будущей профессиональной деятельности. Так, например, невозможно представить работу медика без знаний анатомии и физиологии человека, фармакологии и других дисциплин. Однако их содержание не имеет ярко выраженной практической направленности. Эти знания называются предметно-академическими. На втором этапе знания и умения преобразуются в соответствии с профессиональными требованиями и становятся средством решения задач профессиональной деятельности. Эти знания и умения называют предметно-профессиональными. Иначе говоря, интерес к содержанию профессиональных знаний не четкий.
К числу серьезных недостатков можно отнести следующие: стихийность и неуправляемость процессом превращения предметно-академических знаний в предметно-профессиональные; слабая методическая поддержка формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений.
Все это создает серьезные трудности при подготовке будущего медика, приводит к неоправданно тяжелым кризисам при обучении, а в целом – к снижению уровня эффективности профессиональной деятельности будущих специалистов среднего медицинского звена.
Выше изложенное подтверждает правомерность высказанного предположения о взаимосвязи успеваемости и интереса, что дает основание в качестве одного из критериев сформированности профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных медицинских заведений выделить владение учащимися латинским языком.
Таким образом, к критериям сформированности профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных медицинских заведений в рамках специально разработанной технологии обучения латинскому языку относятся:
1. Положительное отношение к будущей профессиональной деятельности:
интерес к содержанию профессиональных знаний, интерес к применению приобретенных профессиональных знании на практике, интерес к получению знаний в результате практической деятельности, теоретического осмысления ее результатов.
2. Мотивационно-ценностное отношение к профессии.
В качестве показателей данного критерия целесообразно использовать мотивационно-ценностное отношение к изучаемому предмету; теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности; профессиональный рост и саморазвитие; самореализация в профессии; сотрудничество с коллегами; ответственность за результаты профессиональной деятельности; прагматические - престиж, зарплата, карьера.
3. Владение языковым материалом
– умение пользоваться приобретенными знаниями, способность к варьированию знаниями при конструировании терминов, умение использовать грамматические явления при письме; владение лексическими единицами – словарным запасом, используемым в рамках рассматриваемой нами профессии и терминами; владение грамматическими конструкциями – грамматическим кодом латинского языка; владение чтением и письмом;
Для того чтобы исследовать критерии, необходимо выделить показатели, которые существуют для этих критериев. Точно так же, как критерии (об этом говорилось выше) показатели имеют требования, они должны быть объективными и измеримыми. Поэтому предлагаемая в диссертации система критериев формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений с применением технологии обучения латинскому языку предполагает определение показателей, на основании которых оценивается уровень сформированности профессионального интереса и уровень владения латинским языком. Остановимся на них подробнее.
Положительное отношение к будущей профессиональной деятельности влияет на формирование профессионального интереса. Этот критерий изменяется в процессе изучения дисциплины и связан с взаимодействием преподавателя и учащегося, о чем говорилось в предыдущем параграфе.
Формирование профессионального интереса связано с социальным взаимодействием преподавателя и учащегося, с их развивающимися отношениями, при этом главным компонентом, влияющим на формирование профессионального интереса, является позиция преподавателя как товарища, помощника, консультанта.
Результат такого взаимодействия – повышение интереса к учебным предметам, а так как они носят профессиональную направленность, интерес к будущей профессии также повышается, и, как следствие, повышается успеваемость, что ведет к проявлению положительных эмоций при получении профессии.
Интерес к содержанию профессиональных знаний, который проявляется в организации учебно-профессиональной деятельности, находящий свое проявление в действиях и поступках учащихся, соответствующих нормам профессиональных и социальных отношений.
Интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике. Данный показатель характеризует профессиональный интерес к изучаемым разделам и темам дисциплины ²Основы латинского языка и медицинской терминологии².
Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей
ЗПР
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, ...
Анализ программы О.С. Габриеляна «Общая химия» 11 класс
По школьному учебному плану на изучение химии в 11 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). Тематическое планирование составлено с использованием тематического планирования расположенного в методическом пособии, по авторской программе ...
Организация работы учителей по формированию навыков
самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.