Становление и развитие рыночных отношений в России не только расширило возможности для раскрытия творческого потенциала личности, но и обнажило проблему, связанную с отсутствием интереса к профессии на этапе принятия решения о ее выборе.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время до 50% выпускников общеобразовательных школ не могут самостоятельно сделать выбор будущей профессиональной деятельности. Демократические реформы создали предпосылки для перехода к образованию по выбору, предоставили учителю, ученику, семье возможность выбирать вид учебного заведения, различные траектории обучения и образовательные программы.
При таком положении дел актуализируется необходимость подготовки молодежи к успешному вхождению в мир профессионального труда. Сегодня, по мнению большинства исследователей, сформировать интерес к выбранной профессии представляется возможным лишь на этапе ее приобретения.
Система среднего профессионального образования в России находится на этапе своей модернизации и адаптации к рыночным отношениям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам сестринского дела. Сегодня медицинским учреждениям нужна не просто медицинская сестра, а специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал. Следовательно, в настоящее время важное значение приобретает поиск путей совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена.
Наряду с этим складывающаяся сегодня социальная и экономическая обстановка, повышение открытости системы среднего профессионального образования России предполагают её интеграцию в мировое образовательное пространство, а также в мировую систему производственных отношений.
Сказанное обусловливает потребность создания в средних медицинских учебных заведениях педагогических условий, обеспечивающих формирование всесторонне развитой и профессионально подготовленной личности. Этот процесс, на наш взгляд, может идти наиболее успешно в условиях формирования у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений профессионального интереса как основы овладения знаниями, навыками и умениями. Их наличие обеспечивает развитие компетентности будущих медицинских работников, а, следовательно, и их профессионализма.
Можно смело утверждать, что при отсутствии профессионального интереса (одного из компонентов мотивационной сферы) невозможно сформировать у будущих специалистов качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, его формирование является одним из основных приоритетов в процессе обучения, освоения будущей сферы деятельности.
На этом фоне актуальным становится научный поиск новых подходов, обеспечивающих необходимый уровень профессионального интереса у учащихся, обучающихся в средних профессиональных медицинских учебных заведениях. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на большой интерес исследователей к данной проблеме (Барабаш Ю. Г. ²Формирование у учащихся устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду²; Тарасов В. Н. ²Педагогические условия формирования познавательного интереса учащихся старших классов²; Кожевников И. Д. ²Формирование профессиональных интересов у учащихся классов юридического профиля²; Георгиев Г. Ф. ²Воспитание интереса к профессиям у учащихся ВУЗов²), определенные аспекты формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений средствами изучения латинского языка остаются малоизученными и весьма актуальными.
Вместе с этим важно отметить, что в процессе подготовки специалистов главную роль приобретает ориентация на развитие профессиональных качеств, позволяющих обеспечить процесс адаптации в профессиональной среде. Деятельность человека становится успешнее при наличии профессионального интереса, который необходимо сформировать в процессе овладения профессией.
Представляя профессиональный интерес как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием внешней среды на субъекта и проявляющееся в его отношении к выбранной профессии, представляется возможным выявить механизмы возникновения этого образования и дальнейшее его формирование. Знание этих механизмов позволяет более эффективно проводить работу с учащимися.
Отсюда возникает задача создания и совершенствования педагогических условий, способствующих формированию профессионального интереса. В связи с этим появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение в средних профессиональных медицинских учебных заведениях в частности.
Был проведен анализ существующих подходов к обучению латинскому языку в средних профессиональных медицинских учебных заведениях. Так, М. Н. Ничай использует деятельностный подход, который заключается в выявлении специфических особенностей деятельности медицинского работника среднего звена как процесса, в котором происходит присвоение учащимися культуры, накопленной человечеством в данной профессиональной области, и личностное развитие. Основоположником "деятельностной теории" учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о процессе учения. Основными положениями его теории является то, что деятельность учения необходимо рассматривать как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований (развитие) через усвоение, и, следовательно, развитие и усвоение рассматривать как единый процесс.
Развитие идей Л.С. Выготского его последователями приводит к возникновению "теории поэтапного формирования умственных действий" (П.Я. Гальперин) и "концепции учебной деятельности" (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин), в которых выражаются современные взгляды "деятельностной" теории учения. Формирование умений и навыков происходит за счет обеспечения сознательного и управляемого овладения учебным материалом.
Особый интерес представляет для нас позиция И.А. Зимней. Согласно ее взглядам в центре обучения необходимо рассматривать самого учащегося, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. студент-личность выступает как активно действующий субъект. В качестве объекта обучения в этом случае выступает учебный материал. Это ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, образцы и способы мышления и деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся.
Подводя итоги сказанному, можно предположить, что в рамках деятельностного подхода, возможно, формировать профессиональный интерес будущего специалиста, однако этот процесс будет происходить из становления личности специалиста: способность адаптироваться в новых условиях, склонность к самостоятельному приобретению знаний и самореализации в своей профессиональной деятельности, и интерес в данном случае – явление второстепенное.
Ю И. Городкова, и М. Н. Чернявский используют традиционный подход в обучении. Основной чертой данного подхода является избыточная информативность и большая перегруженность изучаемого материала. Как следствие, на первый план выступает необходимость зазубривания, когда учащиеся часто не понимают, зачем они это делают, и не испытывают интереса к обучению.
Вышесказанное свидетельствует о том, что подготовка будущего специалиста среднего медицинского звена в области овладения латинским языком и медицинской терминологией не в полной мере способствует формированию профессионального интереса.
В связи с этим актуальным остается поиск путей формирования профессионального интереса у учащихся медицинских учебных заведений средствами изучения такой дисциплины, как ²Основы латинского языка и медицинской терминологии².
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о необходимости разрешения следующих объективно сложившихся противоречий:
- между необходимостью формирования профессионального интереса у будущих медицинских работников среднего звена и ограниченными возможностями использования для этих целей традиционных дидактических средств и технологий обучения;
-
между социальным заказом общества на специалиста, владеющего практическими навыками использования латинского языка в своей профессиональной деятельности, и практикой обучения данному предмету не обеспечивающей этот уровень;
- между необходимостью научно-методического обеспечения учебного процесса при обучении латинскому языку учащихся в средних профессиональных медицинских учебных заведениях и степенью его оснащенности.
С учетом необходимости разрешения названных противоречий была выбрана тема исследования, проблема
которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений? Решение данной проблемы составляет цель исследования
.
Объектом исследования
является процесс формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений.
Предметом
будут выступать педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений на материале изучения ими дисциплины ²Основы латинского языка и медицинской терминологии².
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи
:
1. Раскрыть сущность и содержание профессионального интереса будущих медицинских работников среднего звена.
2. Выявить и обосновать критерии, показатели и уровни сформированности у будущих медицинских работников среднего звена профессионального интереса.
3. Разработать технологию обучения латинскому языку, направленную на формирование профессионального интереса и реализовать ее в учебном процессе.
4. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений.
В качестве гипотезы
выдвинуто предположение о том, что формирование профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений на материале изучения ими дисциплины ²Основы латинского языка и медицинской терминологии² будет более результативным, если создать для этого следующие условия:
-¾ осуществить профориентационную направленность учебной деятельности учащихся, способствующую осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, и создать соответствующую мотивацию;
¾ обеспечить отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ГОС СПО и квалификационными требованиями к подготовке специалистов среднего медицинского звена;
¾ реализовать технологический подход к организации учебного процесса в средних профессиональных медицинских учебных заведениях;
-¾ установить и реализовать в рамках технологии обучения междисциплинарные связи изучаемого предмета со специальными дисциплинами;
¾ осуществить выбор специальных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений.
Теоретической базой
исследования являются научно обоснованные положения и идеи С.А. Ананьина, Т.М. Щукиной, У. Джеймса, С.Л. Рубинштейна, И.Я. Лернер, Н.М. Владимировой, Н.И. Мешкова, В.Э. Мильман Т.Л. Бадоева, Ю. М. Орлова, В. Ф. Моргун, Н. А. Башкаевой , А. А. Вербицкого, Л.И. Божович, В.В.Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.Н. Мясищева, Б.С. Волкова, Л.А. Йоваша, Г.Г. Конычевой, В.Н. Крутикова, Н.В. Тельтевской, М. Антиповой Н.Н. Дьяченко, И. А. Зимней, З. А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, А. Маслоу, Н. В. Гросса, В.П. Фатеевой, Л.Б. Аристовой, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, Т. А. Шамовой, И.Ф. Харламова, В.П. Беспалько, В.Ф. Долженко, М.В. Кларина, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Маслова, П.И. Образцова, О.П. Околелова, А.Я. Савельева, В.А. Сластенина, Ю.Г. Татур, В.Ф. Шолохович , Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера, Ф. Кумбс, М.М. Левина, Л.Г. Семушина, М.А. Чошанова, А.И. Умана.
Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования
:
- методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической, медицинской литературы, нормативной документации, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка, тестирование);
- методы математической статистики..
Организация и этапы исследования
. Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе Орловского базового медицинского колледжа. Всего исследованием были охвачены 360 человек. В экспериментальном обучении участвовали 135 учащихся, из них 65 респондентов в контрольной группе и 70 респондентов в экспериментальной.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2005
-
2006 гг.)
– изучение и анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов; определение теоретико-методологических основ исследования; обоснование сущности и содержания профессионального интереса; раскрытие теоретических основ, способствующих разработке технологии обучения латинскому языку в медицинском учебном заведении.
Второй этап (2006
-
2007 гг.)
– проведение и анализ материалов констатирующего этапа исследования; разработка технологии обучения, направленной на формирование профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений, и ее реализация в учебном процессе; проверка эффективности технологии обучения в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы; выявление и научное обоснование педагогических условий, способствующих формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений.
Третий этап (2007– 2008 гг.)
– систематизация и обобщение результатов исследования, их качественный и количественный анализ; разработка практических рекомендаций для преподавателей по обучению учащихся в средних профессиональных медицинских учебных заведениях с применением технологии обучения латинскому языку; оформление текста диссертации.
Основные результаты исследования, их научная новизна
состоят в следующем:
- обобщены имеющиеся в педагогической теории исследования по проблеме формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений, обоснованы и раскрыты его сущность и содержание;
- определены и научно обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений;
- разработана технология обучения, направленная на формирование профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений;
- экспериментальным путем выявлены, обоснованы и проверены педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений с применением технологии обучения латинскому языку.
Теоретическая значимость исследования
определяется его вкладом в развитие теории и методики профессионального обучения медицинских работников среднего звена. В работе уточнено понятие "профессиональный интерес" у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений;
– теоретически обоснована и разработана технология формирования профессионального интереса на материале изучения латинского языка;
– получены новые знания в области педагогического проектирования специальной технологии обучения, способствующей формированию профессионального интереса и на этой основе повышению уровня владения латинским языком и медицинской терминологией.
Практическая значимость исследования
определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и реализовать эффективный процесс формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений (на материале изучения латинского языка). Разработанная технология обучения может быть использована при преподавании дисциплины "Основы латинского языка и медицинской терминологии" в процессе обучения в медицинских учебных заведениях. Обобщенные материала исследования и специально спроектированная технология обучения латинскому языку может быть использована преподавателями на практике в качестве основы при прохождении курсов повышения квалификации среднего медицинского персонала, и при обучении на заочных (вечерних) отделениях средних профессиональных медицинских учебных заведений, и высших медицинских учебных заведений (с учетом требований ГОС ВПО).
Достоверность и обоснованность
результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процесса; репрезентативностью эмпирических результатов; опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендаций; воспроизводимостью и возможностью использовать полученные результаты в педагогической практике.
На защиту выносятся следующие основные положения
.
I
. Под профессиональным интересом у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений целесообразно понимать окрашенное положительными эмоциями отношение учащихся к приобретаемым профессиональным знаниям, навыкам и умениям с целью их практического применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Профессиональный интереса представляет собой комплексное образование, включающее совокупность нескольких его элементов, которые формируются у учащихся в процессе изучения ими общепрофессиональных дисциплин, в частности латинского языка и медицинской терминологии.
Названные элементы профессионального интереса способствовать эффективному формированию мотивации учащихся к содержанию учебных дисциплин профессиональной направленности; применению приобретенных знаний в области латинского языка и медицинской терминологии при изучении предметов клинического цикла и использованию их в практической деятельности; а также возникновению интереса к приобретению новых знаний в процессе практической деятельности.
II
.
Уровни сформированности профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских заведений определяются критериями и их качествами, а также раскрывающими их показателями:
1.Положительное отношение к будущей профессиональной деятельности: интерес к содержанию профессиональных знаний, интерес к применению приобретенных профессиональных знании на практике, интерес к получению знаний в результате практической деятельности, теоретического осмысления ее результатов.
2. Мотивационно-ценностное отношение к профессии. В качестве показателей данного критерия целесообразно использовать мотивационно-ценностное отношение к изучаемому предмету; теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности; профессиональный рост и саморазвитие; самореализация в профессии; сотрудничество с коллегами; ответственность за результаты профессиональной деятельности; прагматические - престиж, зарплата, карьера.
3.
Владение языковым материалом – умение пользоваться приобретенными знаниями, способность к варьированию знаниями при конструировании терминов, умение использовать грамматические явления при письме; владение лексическими единицами – словарным запасом, используемым в рамках рассматриваемой нами профессии и терминами; владение грамматическими конструкциями – грамматическим кодом латинского языка; владение чтением и письмом;
Использование названных критериев и показателей позволяет четко определить границы уровней сформированности интереса у учащихся к профессиональной деятельности в условиях специально разработанной технологии обучения латинскому языку, направленной на формирование профессионального интереса. Поэтому в соответствии с критериями и показателями были выделены три уровня: критический, достаточный, высокий.
– критический уровень характеризуется отсутствием убежденности в значимости латинского языка, как профессионально необходимого в медицинской профессии явления, незначительным объемом лексического и грамматического материала языковых профессиональных знаний; вынужденным применением знаний, чаще всего репродуктивного характера; восприятием преподавателя, как человека, перед которым необходимо ²отчитаться², отсутствием положительных эмоций при изучении дисциплины;
– достаточный уровень включает знание лексических единиц и грамматических конструкций, с учетом небольших неточностей; выраженную убежденность в профессиональной значимости дисциплины ²Основы латинского языка и медицинской терминологии²; стремление пользоваться знаниями в ситуациях, аналогичных учебным; проявлениях интереса к темам и разделам, которые носят ярко выраженный профессиональный характер; стремление совершенствовать себя и углублять свои знания;
– высокий уровень характеризуется умением применять профессиональные знания в профессионально значимых ситуациях; владением лексическим и грамматическим материалом, необходимым в рамках профессии медицинского работника; ярко выраженной убежденностью в значимости латинского языка; стремлением совершенствовать себя как личность, профессионала и углублять знания по данной дисциплине; умением творчески пользоваться приобретенными знаниями и умениями в профессионально значимых учебных ситуациях и на практике; интерес ко всем темам и разделам изучаемой дисциплины, пониманием связи между ними и необходимости владения этими знаниями.
III. Формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений способствует технология обучения латинскому языку, которую целесообразно рассматривать как последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих дидактическую систему. Реализация данной системы в практике работы преподавателя способствует формированию профессионального интереса. Данная технология обучения предполагает организацию аналога профессиональной деятельности в процессе изучения латинского языка и последовательную реализацию следующих взаимосвязанных этапов: определение целей обучения; отбор и содержание учебного материала; выбор и обоснование методов, форм и средств обучения; контроль и оценка хода педагогического процесса и его результатов.
IV. Эффективность формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений обеспечивается созданием совокупности следующих педагогических условий:
– осуществить профориентационную направленность учебной деятельности учащихся, путем организации аналога профессиональной деятельности и создания профессиональных ситуаций обучения в процессе изучения латинского языка, способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, и созданию потребности овладения латинским языком, предусматривающую формирование учебных, познавательных и профессиональных интересов;
– обеспечить отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ГОС СПО и квалификационными требованиями к подготовке специалистов среднего медицинского звена, включающих элементы занимательности, историзма, мотивированного изучения теоретического материала, демонстрацию практической значимости знаний;
– реализовать технологический подход к организации учебного процесса в средних профессиональных медицинских учебных заведениях, посредством разработки и реализации специальной технологии обучения, направленной на формирование профессионального интереса у учащихся;
– установить и реализовать в рамках технологии обучения междисциплинарные связи изучаемого предмета со специальными дисциплинами, обеспечить интеграцию предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности;
– осуществить выбор форм, методов и средств обучения, способствующих формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений, используя вариативность и гибкость их применения, учитывая особенности взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Апробация и внедрение результатов исследования
. Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в статьях, докладах и тезисах докладов, опубликованных автором. Материалы и результаты данного исследования были представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях (Орел, 2006, 2007; Курск 2006), межколледжных научно-практических конференциях (Орел, 2006, 2007). Результаты исследования внедрены в практику работы Орловского базового медицинского колледжа.
Методы контроля эффективности педагогического процесса
Контроль направлен на получение информации, анализирую которую педагог вносит необходимые коррективы в течении учебно-воспитательного процесса. Объективность контроля, исключает преднамеренное, субъективное и ошибочное оценочное суждение и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении обучаю ...
Понятие и особенности коммуникативной сферы студентов
История развития представлений о личности первоначально была связана с попытками определения ее на основе различных конструктов. В периоды интенсивного развития основных психологических теорий (конец XIX - начало XX вв.) определение сущности личности очень сильно варьировалось: от иерархии склоннос ...
Методика проведения зачетного урока
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения обычно проверяется и анализируется несколько фактов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивност ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.