Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную
основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, заинтересовать его так, чтобы учение для ученика стало желанной потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Весь многовековой опыт прошлого даёт основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Однако в понимании сущности интереса до настоящего времени нет единого мнения. Расхождения обнаруживаются как в определении содержания и характерных свойств интереса, так и в вопросах его происхождения. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью понятия «интерес», многообразием проявлений его свойств и различием методологических позиций, которыми руководствуются при изучении интереса научные школы, с другой.
В рамках диссертационного исследования нас будет интересовать лишь один из видов интереса – профессиональный интерес. Среди многих проблем профессионального обучения проблема формирования профессионального интереса является одной из приоритетных. Сила профессионального интереса состоит в том, что, являясь личностным образованием, он придает профессиональной деятельности личностный смысл и способствует ее продуктивности.
Однако для анализа сущности и содержания понятия ²профессиональный интерес² считаем целесообразным раскрыть понятие ² интерес² в целом. Вопрос о том,
что следует понимать под интересом, остается не закрытым до настоящего времени. Так, в частности, С. А. Ананьин рассматривает различные точки зрения на интерес и приходит к выводу, что интереса как самостоятельного явления психической жизни не существует.
Мы не можем согласиться с подобным утверждением. Так как автор, являясь функционалистом, ищет простой психический процесс, который можно было бы определить как интерес, и естественно, что такого процесса не находит. В отечественной науке одни учёные сводят интерес к потребностям человека, другие – к познавательному отношению, третьи– к направленности его внимания.
Большинство психологов склоняются к определению интереса как познавательного отношения личности к выполнению определенной действительности. Познавательный процесс в своем развитии, как указывает Т. М. Щукина, проходит ряд стадий: от простого любопытства к познавательному интересу и интересу к профессии. Анализ работ зарубежных и отечественных психологов раскрывает данную проблему с разных точек зрения. На сущность интереса психологи имеют самые различные взгляды.
Представители так называемого интеллектуалистического направления считают, что интерес - это чисто умственное явление. Вся умственная деятельность, по их мнению, зависит от первичных представлений. Преобладание одних представлений над другими и является интересом. Придание интересу сугубо интеллектуальной сущности, объяснение его происхождения в отрыве от реальной действительности лишают данную концепцию интереса объективности.
Представители эмоционального направления связывают интерес с эмоциями, чувствами человека. Они утверждают, что интерес есть удовольствие, возникающее от потребности в интеллектуальной деятельности. При этом интерес переживается как радость от незатруднительного функционирования умственных сил при познании, сущность интереса и заключается в радостном настроении, вызывающем приятные чувства.
Представители волюнтаристического направления отождествляют интерес с проявлением воли. По их мнению, интерес - это влечение, или стремление, или особое состояние воли. Поэтому они полагают, что привитие интереса ученикам должно начинаться с воспитания воли, не исключая при этом и принуждения.
Внимание – понятие, виды, особенности
Г.В.Ф.Гегель писал - «Без внимания для духа ничего нет .Внимание образует поэтому начало образования». Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. Оно означает связь сознания человека с определенным объектом. Направленность сознания – ...
Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и
речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...
Классификация ключевых компетентностей
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная цель коммуникации, адекватно ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.