Образование » Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений » Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений

Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений

Страница 6

Профессиональный интерес является субъективной формой проявления профессионального мотива. В связи с этим следует отметить, что в научной литературе нет единого мнения на рассмотрение сущности профессионального мотива. Заметим, что если в отношении познавательных мотивов можно проследить общность взглядов исследователей на их природу и проявление, то в отношении профессиональных мотивов наблюдается значительный разброс мнений.

Приведем мнения исследователей считающих, что профессиональные мотивы - это:

· мотивы роста (А. Маслоу);

· мотивы, реализующие в деятельности направленность на производство (В.Э. Мильман);

· мотивы, которые подвигают субъекта к совершенствованию собственной деятельности – ее способов, средств, форм, методов (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий);

· стремление личности к определенной области практической деятельности (Л.А. Йоваша).

Попытку дать классификацию профессиональных мотивов предпринимают Н.А. Бакшаева и А.А. Вербицкий, но они говорят о мотивах профессиональной деятельности, к которым относят:

1) теоретическое осмысление профессиональной деятельности;

2) профессиональный рост и саморазвитие;

3) интерес, призвание к профессии;

4) самовыражение, самореализация в профессии;

5) сотрудничество в коллективе;

6) совершенствование деятельности;

7) ответственность за результаты;

8) прагматические (престиж, зарплата, карьера).

Подобная классификация не является, на наш взгляд, бесспорной. В её основе лежит социальная ценность проявления мотивов, что логично, если брать во внимание социальную природу их происхождения.

В научной литературе профессиональный интерес подразделяются на виды, к сожалению, в основе данной классификации лежит специфика профессиональной подготовки. Выше уже говорилось о несоответствии между целями и результатами обучения в профессиональной школе. Разрешение данного противоречия возможно при условии, если организация учебно-познавательного процесса будет содействовать переходу учебно-познавательной деятельности в учебно-профессиональную.

В содержании учебного материала имеются объективные предпосылки для развития профессионального интереса, к которым можно отнести усиление профессионализации изучаемых дисциплин. И в первую очередь на успешное формирование профессионального интереса будет влиять такой фактор, как содержание учебной дисциплины, так как научить будущих специалистов видеть и понимать практическую значимость изучаемых ими предметов – одна из задач профессионального обучения.

Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении будут способствовать установлению общности в развитии отдельных явлений, изучаемых отдельными науками.

Другим, не менее значимым фактором формирования профессионального интереса является личностный смысл деятельности, организуемой на учебных занятиях. В работах Э.Ф. Зеер утверждается, что деятельность мотивирует человека в той степени, в какой она приобретает для него личностный смысл.

В процессе профессиональной подготовки должно осуществляться осознание личностью мотивов учения, реализация связи учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности.

Исходя из сказанного, считаем возможным, классифицировать профессиональные интересы по способам получения и применения знаний, что позволяет выделить следующие их виды:

1) интерес к содержанию профессиональных знаний;

2) интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике;

3) интерес к получению знаний в результате практической деятельности.

Обоснованием для данной классификации послужили работы таких исследователей, как Л.Б. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, Н.В. Гросс, B.C. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Т.А. Шамова, В.П. Фатеева И.Ф. Харламов, Г. И. Щукина и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта
Цель этапа – проведение коррекционной работы по воспитанию навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса. Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. При чтении небольших текстов имеется возможность обратить самое прис ...

Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая иг ...

Система воспитания и обучения в дворянской среде
Образование дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин и прежде всего от имущественного состояния семьи, знатности и, наконец, пола ребенка. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Некоторая часть училась в ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru