Образование » Выбор методов воспитания » Методы организации практической деятельности учащихся

Методы организации практической деятельности учащихся

Деятельность является основным источником приобретения учениками опыта социальных отношений и социального поведения.

Каждая деятельность состоит из операций и действий.

Операции – это процессы, цели которых заключаются в действии, чьим элементом они являются.

Действия – это процессы, мотивы которых заключаются в деятельности, в состав которой они вмещаются. В процессе воспитания преподаватель переводит управление операциями в управление действиями, а затем – в управление деятельностью учащихся.

1. Метод приучения. Наиболее эффективен на ранних стадиях воспитания детей. Условия приучения:

1) приучение невыполнимо без четкого представления о предмете усвоения;

2) предмет усвоения выражается максимально ясно и коротко;

3) происходит распределение действий по времени;

4) необходима демонстрация образца формы поведения.

Метод приучения предполагает контроль и самоконтроль ученика за выполнением действия.

Формы социального поведения, которые вошли в привычку у воспитанников, выделяются своей гибкостью и обобщенностью по отношению к различным обстоятельствам.

2. Метод упражнения. Введение учащихся в деятельность организовывает условия для их действий в соответствии с общественными нормами и правилами поведения. Деятельность обусловливает приобретение учащимися практического опыта общественных отношений. Так как в ученическом коллективе не часто возникают ситуации, требующие глубокого анализа, то педагог может специально организовать такую ситуацию, которую принято называть воспитывающей ситуацией.

Ученик в них ставится перед необходимостью выбора решения из допустимых вариантов. В отыскивании выхода из воспитывающей ситуации ученик пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, оптимизирует его с новыми запросами, меняющимися условиями деятельности и общения. Этот процесс – упражнение в нравственном поведении.

3. Педагогическое требование. В требовании как отправном методе организации деятельности наиболее явственно раскрывается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование обусловливает механизмы саморегуляции у учащихся. Требование может выдвигаться перед учеником в качестве конкретной реальной задачи, которую он обязан выполнить в процессе различных видов деятельности. Также требование может обнаруживать внутреннюю противоречивость педагогического процесса, показывать несовершенство в общении, поведении и деятельности учащихся, что, безусловно, будет инициировать их к последующему развитию.

Похожие публикации:

Характеристика первого уровня речевого развития
На этом уровне у детей либо полостью отсутствует речь, либо имеются лишь ее элементы. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Лепетные слова включают в себя фрагменты слова (ки ...

Резюме
Приведенная выше характеристика детей 6-8 лет, а также раскрытие применения игрового метода и различных музыкальных игр позволяют предположить возможным использование специально подобранных музыкальных игр для воспитания выразительности юных гимнасток. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, чт ...

Личность учителя и педагогическая деятельность
В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru