Образование » Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников » Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников

Страница 1

Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики.

Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разработала специальный методический курс "Развитие умений самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности".

Содержание курса выстроено таким образом, чтобы по мере его усвоения у ученика сформировалось понятие "самоконтроль" и способность контролировать свою деятельность.

Основные задачи курса.

1. Развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.

2. Развитие способности к поэтапному самоконтролю действий.

3. Развитие потребности в самоорганизации, самоизменении.

4. Развитие психических процессов детей: внимания, мышления, памяти, воображения, воли.

5. Развитие способностей к умственным действиям.

6. Развитие способностей к воспроизведению в учебной деятельности логики научного познания.

Умение контролировать свои действия предполагает решение проблем в трех аспектах:

аспект обучения - повышение результатов обучения;

аспект развития - динамика развития всех познавательных процессов, организационно-деятельностной культуры;

аспект воспитания - осознание необходимости саморазвития, самоорганизации, самовоспитания личностных качеств: нравственности, целеустремленности.

Курс рассчитан на 4 года начальной школы. Программа курса построена в соответствии с логикой, которая учитывает возрастные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмоциональной сферы.

Общее содержание курса. "Формирование действий самоконтроля в учебной деятельности младших школьников".

Тема курса

Название этапов

Цели, задачи этапа

Класс

Сроки

Диагностический

Исходный уровень развития умений самоконтроля.

1

август, сентябрь

Введение позиции "Я - контролер"

в учебно-познавательный процесс.

Начальное представление о самоконтроле.

Формирование начальных представлений о самоконтроле.

1

2

октябрь-май

1-я четверть

Работа

в позиции

"Я - контролер".

1. Умение

контролировать свой результат.

Развитие умения контролировать свой результат.

2

2-3-я четверти

2. Умение контролировать процесс достижения цели. (Послеоперационный контроль).

Развитие умений самоконтроля процесса достижения цели.

2

3

4 четверть

2-3-я четверти

3. Самоконтроль разными

способами.

Развитие умений самоконтроля разными способами.

3

3-4-я четверти

Диагностический

Реальный уровень развития умений самоконтроля.

Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля.

3

май

Самоконтроль разным

способами.

Развитие умений самоконтроля разными способами.

4

1-4-я четверти

Диагностический

Диагностика уровня развития умений самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля.

4

май

Педагоги, принимающие эту методическую разработку к действию, должны иметь целевые ориентации на развитие самоорганизованной личности учащегося, формирование способности к самоконтролю действий по достижению цели.

Важным условия формирования вычислительных навыков на уроках математики является способность младших учащихся к самоконтролю.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общест ...

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике
На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. В отличие от других живых систем человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе. В настоящее ...

Работа учителя по исследованию зачетных уроков
Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой 3 вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий эксперимент включает в себя контрольную работу. Контрольная работа проверяет знания учащихся за первую и вторую четверть. Формирующий эксперимент за ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru