Образование » Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников » Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников

Страница 2

При обучении младших школьников математике одно из центральных мест занимает формирование прочных навыков табличного сложения, вычитания, умножения и деления. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно. Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определенных условий. Прежде всего это знание учеником последовательности действий, умение выделить главное. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать активный интерес у детей, продумывать положительное его подкрепление. Принципиальное значение имеет правильное распределение упражнений во времени и их разнообразие. Понятно, что на каждом уроке постоянно должны иметь место и отрабатываться навыки контроля, самоконтроля и самооценки.

Многочисленные факты и наблюдения, связанные с уроками математики, свидетельствуют, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков контроля и самоконтроля уделяется крайне недостаточное внимание, а нередко и просто игнорируется. Обучение контролю и самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования вычислительных навыков высокую эффективность, делать их осознанными, прочными, безошибочными и способными к широкому переносу на более сложные вычислительные приемы.

Наилучших результатов в выработке умений контроля и самоконтроля при формировании вычислительных навыков добиваются те учителя, которые предусматривают и осуществляют эту работу непосредственно на самом уроке. В ходе индивидуального и фронтального опросов, в беседах с учениками учитель спрашивает детей, какими конкретно приемами они пользуются, как рассуждают, как думают, производя определенные вычисления. Если не проводить такой работы систематически, то ученики не смогут объяснить даже свои правильные ответы.

Нередко учащиеся затрудняются объяснить, почему 3+1 - это 4 или 9-6=3. К сожалению, учитель иногда не знает, какими конкретными вычислительными приемами пользуются его ученики на определенных этапах обучения.

В настоящее время, когда в учебном процессе весьма редко применяются технические системы контроля и самоконтроля, необходимо шире и активнее использовать традиционные индивидуальные раздаточные материалы и наглядные пособия в качестве средств обратной связи. Все эти простейшие средства обучения позволяют добиваться значительных положительных результатов.

Покажем с помощью фрагментов одного из уроков опытного учителя липецкой средней школы № 14 В.К. Вальчук, как это делается. Фрагменты связаны с повторением состава числа 6 и с решением задачи на разностное сравнение.

При повторении состава числа учитель использовал игру "Молчанка". Он начал так: "Число 6 состоит из пяти и еще из какого числа?" (В это время на классной доске появляется из-за ширмы запись: 6=5+…, 6=2+…, 6=3+…, 6=…+2, 6=1 +.) Учащиеся молча показывают каждый раз карточки с цифрами (соответственно 1, 4, 3, 4,5), а по одному ученику выходят к классной доске и записывают ответы вместо точек. После этого следует громкое проговаривание: "Число 6 состоит из 5 и 1, из 2 и 4, из 3 и 3".

В дальнейшем на уроке при решении примеров на классной доске, а также при проверке выполнения самостоятельных заданий, когда обнаруживались неправильные ответы, учащиеся сразу же поднимали красные сигнальные карточки, как бы зажигая красный сигнал "Стоп!".

Интересную предварительную методическую работу проводит В.К. Вальчук и перед самостоятельным решением задачи.

Прежде чем предложить решить задачу, учитель в процессе первичного чтения задачи ставит на верхнюю планку, расположенную вдоль доски, 4 желтых кубика, а на нижнюю под верхними кубиками - 3 зеленых. Ученик, вызванный к доске, при вторичном прочтении задачи набирает на наборном полотне такое же количество геометрических фигур на партах. Учитель, проверив, как выполнена эта работа, предлагает учащимся составить решение данной задачи из цифр и знаков действий. На партах появляется запись: 4-3=1. Только после этого учащиеся записывают решение этой задачи в своих тетрадях.

Такое осуществление обратной связи с учениками представляется оправданным и необходимым при объяснении и первичном закреплении решения задач на разностное сравнение чисел.

На этом уроке абсолютно все учащиеся активно участвовали в учебном процессе, были предельно сосредоточены, внимательны. Учитель видел результаты своей работы, получая с помощью простейших средство обучения обратную связь от каждого ученика. Отметим, что В.К. Вальчук работает так постоянно, достигая целей, поставленных при планировании каждого урока. Всегда спрашивает у ребенка, каким вычислительным приемом он пользуется: "Как у тебя получился такой ответ? Как проверить, что у тебя ответ верный? Давай разберемся, почему ты допустил ошибку". Этим и определяется высокое мастерство учителя.

Таким образом, при формировании вычислительных навыков важно, чтобы учитель постоянно включал в уроки такие формы работы, которые позволяют выявлять, какими вычислительными приемами пользуются каждый раз его ученики. В этой связи целесообразно на этапах объяснения и закрепления нового учебного материала чаще практиковать развернутое комментирование учителем вычислительных операций, а ученикам проговаривать вслух (про себя) только основные вычислительные приемы, постепенно сворачивая их, записывая только необходимые промежуточные вычисления и конечный результат. Выполнение развернутой записи самими детьми требовать не следует.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Виды активности и факторы, ее обуславливающие
Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: во-первых, направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; во-вторых, объективно оценивать р ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображе ...

Образование как педагогический процесс
Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики. Однако, среди ученых нет единства в его трактовке. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru