С целью разработки методических рекомендаций по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения мы изучили опыт, наработанный образовательными учреждениями среднего образования в этом направлении. В процессе изучения данного опыта нами были рассмотрены разнообразные методы и формы работы по формированию гражданственности у младших школьников.
Наиболее актуальными, на наш взгляд, являются формы работы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Актуальные формы работы по формированию гражданственности у младших школьников.
№ |
Формы работы по формированию гражданственности |
Учреждения образования, в которых реализуется данная форма |
1. |
Организация и функционирование школьного музея |
МОУ «СОШ №1804 г. Москвы», (музей «Человеческий потенциал и его капитализация») |
2. |
Занятия факультативных курсов |
1. МОУ «Гимназия №4 Железнодорожного района г. Новосибирска» (курс «Юный лидер») 2. МОУ «Инсарская СОШ №2 г. Инсара» (курс «Воспитай себя) |
З. |
Реализация социальных, творческих, исследовательских проектов |
МОУ «Инсарская СОШ №2 г. Инсара» (проект «Школа гражданского становления») |
4. |
Кружковая работа |
МОУ «Инсарская СОШ №2 г. Инсара» (кружки «Юный правовед», «Юный краевед» и др.) |
Остановимся на данных формах работы более подробно. В музее «Человеческий потенциал и его капитализация», созданном на базе МОУ «СОШ № 1804 г. Москвы», в качестве экспонатов выступают творческие биографии выдающихся людей (книги, журналы, другие публикации на бумажных и электронных носителях).
Материалы музея подобраны так, что любой человек, работающий с ними, может заняться самостоятельным исследованием и попытаться разобраться, чем определялись успехи и неуспехи людей разных эпох, народов, профессий; что отличает людей, сыгравших важную роль в развитии своих народов, стран и мира, от людей, не оставивших заметного следа в истории человечества.
В музее представлены публикации о советских и российских космонавтах, героях Великой Отечественной войны, деятелях отечественной и мировой науки, писателях, художниках, композиторах, музыкантах, о мастерах других профессий. Вникая в судьбы известных во всём мире людей, младший школьник примеривает на себя профессии, стили жизни, ценности, с которыми сталкивается в творческих биографиях выдающихся людей.
Работая с экспонатами музея, младшие школьники получают возможность глубоко проникать в различные формы отечественной и мировой культуры. Организационное и методическое обеспечение музея предусматривает консолидацию различных видов сознания - научного, художественного, правового, религиозного и т.д., эффективно и методически точно решая задачу гражданского воспитания школьников.
В МОУ «Гимназия № 4 Железнодорожного района г. Новосибирска» часы, предусмотренные базисным учебным планом на организацию внеурочной деятельности, используются для проведения занятий по курсу «Юный лидер», в процессе которых младшие школьники учатся решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. В основе разработки данного курса лежат две основные идеи:
Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их
предварительная диагностика
В соответствии с задачами исследования мы считаем целесообразным выделить следующие уровни сформированности гуманности как личностного качества у младших школьников, соответствующие им цифровые обозначения показатели уровней: Высокий уровень - +3. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент знани ...
Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб — горизонтальная черточка, круг — оставить пустым, квад ...
Категориальные средства анализ: вещь, процесс и ситуация
Выше была зафиксирована проблема отсутствия рефлексии учителя на уроке (которая приводит к отсутствию рефлексии у ученика и, следовательно учебной деятельности) и необходимость в новых средствах анализа уроков, помогающих организовать эту рефлексию. В этом параграфе мы вводим три категории, с помощ ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.