Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматриваются в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, и других видных ученых – педагогов и психологов.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е. Е. Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий и др.
Противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской воспитанности обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе и неизбежность перемен в отечественной системе образования. На устранение данного противоречия направлены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Проблема введения образовательных стандартов нового поколения широко обсуждается не только методистами, педагогами и психологами, но и всей российской общественностью. Этим обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Формирование гражданственности младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения».
Цель исследования – изучить особенности процесса формирования гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения.
Объект - исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников.
Предмет исследования - особенности процесса формирования гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения.
Гипотеза исследования: формирование гражданственности у младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения будет проходить успешно, если:
- учитель начальных классов будет подготовлен к реализации задач гражданского воспитания в новых условиях (знание новых технологий, инновационных методов и форм работы);
- будет подготовлено методическое обеспечение (программы, рекомендации, авторские разработки и т.п.).
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования мы определили следующие задачи исследования:
- провести историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике;
- изучить проблему воспитания гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения;
- рассмотреть вопрос о формировании гражданственности у младших школьников как социальную и психолого-педагогическую проблему;
- провести диагностику уровня гражданской воспитанности младших школьников (на примере средних общеобразовательных школ города Инсара Республики Мордовия);
- разработать методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в данном исследовании обобщен опыт по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения. Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, разработанные нами в ходе исследования, могут применяться учителями начальных классов при осуществлении гражданского воспитания младших школьников.
Теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие различные аспекты гражданского становления личности школьника (В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, И. В. Следзевского, Т. М. Толкачевой и др.), а также методическая литература и нормативные документы по проблеме внедрения образовательных стандартов в практику образования и воспитания современных российских младших школьников.
Экспериментальной базой исследования выступили средние общеобразовательные школы № 1 и № 2 города Инсара Республики Мордовия. В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование, анализ школьной документации и продуктов деятельности младших школьников, количественная и качественная обработка данных.
Апробация – материалы данного исследования были представлены в работе I Внутрифакультетской студенческой научной конференции, посвященной Году Учителя «Современный учитель начальных классов».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе даны теоретические основы формирования гражданственности у младших школьников.
Во второй главе рассматривается организация гражданского воспитания младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения.
Организация режима жизни детей. Закаливающие процедуры.
Специальные упражнения по развитию движений
Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих ...
Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...
Методика и результаты изучения неречевых функций у обследованных детей
Обследование состояния общей моторики. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб: логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед. В стороны, на пояс повторите за педагогом движения за исключением одного, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.