Образование » Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования

Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования

Страница 1

Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обеспечения функционирования инновационных воспитательных систем, направленных на формирование у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В исследованиях Л.И. Новиковой, Л.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, О.С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова,

Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Н.М. Таланчука, В.М. Янгировой и других разработаны теоретические и методические основы воспитательных систем.

В условиях среднего профессионального образования инновационная воспитательная система являет собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствованием и изменением характера сложных связей между компонентами системы.

Поэтому инновационная воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социальнопедагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в макрои микросоциуме).

Инновационная воспитательная система колледжа социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием студентов, но и относительно целей самого студента, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности, где системообразующим компонентом является учебно-производственная фирма в рамках среднего профессионального образования.Изучение теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности позволил выделить в модели инновационной воспитательной системы основные функциональные составляющие: отделы, лаборатории, производственные зоны, где каждый компонент имеет мотивы деятельности, цели, программы, информационную основу подсистемы развития деятельностно-важных качеств будущего специалиста. Инновационная воспитательная система колледжа имеет сложную структуру. Ее компонентами являются цели, выраженные в теоретической модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию;субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Основная идея модели воспитательной системы создание инновационнообразовательного центра колледжа. Аспектами функционирования центра являются учебно-производственный, информационно-методический и координационно-методический отделы. Необходимое условие в рамках существующих отделов для организации деятельности инновационно-образовательного центра создание учебно-производственных лабораторий. Моделирование личности будущего специалиста предполагает разработку критериев результатов деятельности на основе ФГОС среднего профессионального образования: личностных, метапредметных, предметных. Конечным результатом этого становится подготовка студентов колледжа к самореализации и культуре жизненного самоопределения, проектирование и осуществление целесообразной и результативной деятельности, овладение основами наук и универсальными способами действий.

Содержание управления при моделировании инновационной воспитательной системы колледжа составляют организация совместной деятельности студентов, преподавателей, родителей, работодателей; ориентация на общечеловеческие ценности; гуманизация отношений между людьми; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Компонентами инновационной воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой.

В своём становлении система проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смысл управления развития воспитательной системы заключается в развитии личности студента, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях семьи рассматриваются в работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995), З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997), Л.В. Андреевой (2005) и др. Воспитание р ...

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с ...

Планирование учебно-воспитательной работы на уроке
Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения. Осмысливать ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru