Предлагаемая инновационная воспитательная система осуществляется поэтапно. Для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В реализации инновационной воспитательной системы колледжа необходимо выделить несколько этапов.
Первый (прогностический) разработка теоретической концепции будущей инновационной воспитательной системы колледжа, моделирование структуры и связи между ее элементами. На данном этапе осуществляются информационный поиск, систематизация педагогических идей, методическое оснащение, разработка методических материалов, создание нормативной базы, организация деятельности отделов инновационно-образовательного центра колледжа, формирование коллектива единомышленников, выбор педагогических технологий и приоритетных направлений функционирования инновационной воспитательной системы, педагогический поиск, а также формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Второй этап (практико-ориентированный) внедрение инновационной воспитательной системы, реализация деятельности лабораторий, кружков, секций, учебно-производственных фирм. Подготовка студентов на уровне личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного подходов, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности, развитие студенческого и преподавательского коллектива, органов самои соуправления, кооперация образовательных учреждений.
Третий этап (рефлексивный) выработка профессионально-значимых качеств будущих учителей, освоение конкретного набора компетенций в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Объединение общей целью, деятельностью, отношениями студентов и взрослых в сфере сотрудничества и творчества. В центре внимания воспитание духовной, гуманной, свободной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Взаимодействие инновационной воспитательной системы колледжа, образовательной среды и социума.
Технология создания и развития инновационной воспитательной системы среднего профессионального образования складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи; формулировка основных целей и задач; разработка на основе целей и задач теоретической концепции; конкретизация методов и приемов организации, механизмов их взаимодействия; определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых отделов; проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике; продуктивное освоение среды. Для определения уровня сформированности инновационной воспитательной системы колледжа необходимо использовать следующие группы оценок: критерии факта и критерии качества. Критерии факта представлены следующими показателями:
упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям колледжа);
наличие коллектива единомышленников;
демократизация и гумманизация отношений субъектов образовательного пространства;
интеграция воспитательных воздействий.
Критерии качества складываются из следующих показателей:
степень приближенности системы к предлагаемой модели инновационной воспитательной системы, реализация педагогической концепции, идей и прин ципов;
психологический климат колледжа, стиль взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия;
уровень личностных, когнитивных, культурологических и креативных характеристик студентов и преподавателей.
Инновационная воспитательная система колледжа имеет сложную многогранную структуру и состоит из следующих компонентов: цели, выраженные в исходной модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности; отношения, возникающие в процессе деятельности и общения; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. Развитие целостной системы смещается на социально-личностные и общепро-фессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и профессионального образования.
Таким образом, инновационная воспитательная система колледжа охватывает весь педагогический процесс, интегрирует образовательную и производственную деятельность студентов и преподавателей. Данная система является открытой, посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и моделируется в соответствии с потребностями социума.
Анализ использования календарей наблюдений в ДОУ
Интересным и эффективным средством экологического воспитания дошкольников является использование в работе календарей наблюдений. Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в изучаемой нами группе ДОУ и как правильно организовывать работу детей с календарями. Календарь наблюдений за сезонными яв ...
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Показатели по выявлению акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника
Шмишека
Протокол № Типы акцентуаций Акцентуированная черта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 10 18 2 18 21 3 21 12 18 12 возбудимость гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. 2 8 8 10 21 21 9 21 10 21 18 возбудимость гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. 4 20 18 12 6 18 12 21 24 18 21 де ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.