Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения

Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения

Страница 1

Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть причастным к судьбе своего народа, способным к активной деятельности на благо своей страны и общества. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания и российской образовательной системы.

На современном этапе происходит модернизация российской системы образования. Один из основных элементов модернизации образования - Государственный образовательный стандарт. Федеральные государственные стандарты образования ориентируют школу не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на духовно-нравственное развитие личности. В условиях апробации образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.

Специфика гражданского воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому - народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение.

Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в средней школе. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Деятельность учителя, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-правового опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».

Воспитывая, учитель восполняет недостаток индивидуального гражданско-правового опыта ребенка путем передачи ему части гражданских добродетелей и опыта применения их в общественной жизни. Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое воспитание (воспитание любви и преданности к своему Отечеству), являясь в свою очередь, частью воспитания в целом.

Взаимосвязь воспитания, гражданского воспитания и патриотического воспитания представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязь воспитания, гражданского воспитания и патриотического воспитания.

Цель и задачи гражданского воспитания определяются, исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. Из предыдущего параграфа следует, что на разных этапах развития общества и государства, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». Переход страны к инновационному социально ориентированному типу развития обусловил приоритетное положение образования и необходимость реформирования российской образовательной системы.

В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты национального просвещения. При этом делается упор на гуманизацию образования, инновационность обучения, создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Организация проблемного обучения в детском саду
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании ...

Современный образовательный проект
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям. Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждог ...

Методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников в ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru