Согласно государственным образовательным стандартам второго поколения, «новые поколения россиян - это граждане России, обладающие новым мышлением, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности».
Современная российская школа должна обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие ребенка в рамках учебного процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности и формированию таких умений как: умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей.
В государственных образовательных стандартах второго поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, а воспитать успешного гражданина своей страны. Конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника - гражданина России, носителя ценностей гражданского общества.
Воспитание гражданина России осуществляется в процессе целенаправленной, систематической воспитательной и образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Воспитание гражданина начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях в процессе реализации системы гражданского воспитания.
Большое значение для воспитания человека как гражданина своей страны имеют годы обучения в начальной школе. Младший школьный возраст - это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно в этот период формируются нравственные и гражданские качества личности, закладываются основы гражданского поведения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников занимает важное место в общей системе гражданского воспитания детей и молодежи.
Гражданское воспитание современных младших школьников осуществляется в условиях апробации государственного образовательного стандарта начального общего образования, который является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. Образовательный стандарт начального образования направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. На основе ценностных идеалов демократического общества авторами образовательных стандартов нового поколения определены следующие стратегические цели системы образования:
- обеспечение консолидации нации;
- обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства);
- обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства).
Целью гражданского воспитания на современном этапе является становление гражданского общества. Основные задачи гражданского воспитания – это привитие школьникам любви к Родине и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны.
Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее – Концепция). Она разработана Российской академией образования с целью преодоления искажений в ценностных ориентациях российского общества, возникших в 1990-х годах XX века.
В соответствии с данной Концепцией воспитание гражданина России является ключевым фактором успешного развития страны. Общеобразовательные учреждения, опираясь на национальные традиции, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в современном высокотехнологичном конкурентном мире .
Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного
возраста
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...
Коррекционная программа для подростков из неблагополучных семей
После проведения исследования и получения результатов, нами была подобрана коррекционная программа для психолого-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение роле ...
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.