Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Мир, в котором живет современный человек, динамично и радикально изменяется. Эти изменения связаны с преобразованиями в сфере экономики, политики, социальных отношений, культуры и образования. Происходит переоценка ценностей современного общества, утрата нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.

Государство и общество осознали необходимость серьезной комплексной разработки темы гражданского становления школьника в изменившихся социально-политических условиях. Происходит процесс переориентации на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Как одно из основных направлений современной государственной образовательной политики рассматривается усиление воспитательной функции образования, формирование нравственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, гражданственности.

Под гражданственностью понимают интегративное качество личности по следующим аспектам:

а) мировоззренческому (знания, убеждения, ценностные ориентации);

б) поведенческому (нормы, установки, поступки);

в) оценочному (качественное состояние нравственного, правового самосознания, стиль мышления, познавательные оценки, их характер и содержание);

г) культурному (культура чувств, отношений, поведения, содержание и характер самодеятельного творчества).

Гражданственность предполагает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны и общественной жизни - в формах, не противоречащих моральным и правовым нормам.

Являясь интегративным качеством личности, гражданственность, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину. Прежде всего, это такие качества, как: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Основными элементами гражданственности на современном этапе признаются активная гражданская позиция, нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам.

Обобщенно структуру гражданственности можно выразить в схеме, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура гражданственности.

Формирование гражданственности в отечественной традиции неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности. Трактовка этих качеств являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике. Формирование гражданственности является одной из важнейших задач, стоящих перед современной российской школой.

Каждый год школа выпускает в быстро меняющуюся жизнь молодых людей, и чтобы сохранить стабильность в обществе, у этих ребят должны быть четкие моральные ориентиры и ясная гражданская позиция. Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответстви ...

Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...

Предмет и задачи курса «Методика обучения истории»
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с формированием ее научных основ. Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с вве ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru