Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Страница 4

Мотивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение человека к событиям, обществу, людям, самому себе, опосредованное системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством.

Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой. Ослабление влияния на один из компонентов отражается на других, следовательно, и на общем уровне сформированности гражданской позиции личности.

Формирование гражданской позиции происходит в процессе активной деятельности, имеющей социально значимую направленность. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему базу для проявления своей гражданской позиции, то есть проявления себя как личности во взаимодействии с определенной действительностью.

Формирование гражданской позиции младших школьников является важнейшей составляющей процесса формирования у них гражданственности. Основными показателями сформированности гражданской позиции личности являются:

- познавательная инициатива - желание и стремление человека к расширению своих знаний и умений;

- профессиональная направленность - ориентация на получение определенной профессии, нужной и полезной современному обществу;

- интеллектуальная развитость - уровень интеллектуального развития;

- коммуникативность - владение устной и письменной формой общения, умение строить толерантные отношения;

- патриотичность - любовь к своему краю, к своей семье, своей школе;

- социальная адаптивность - возможность и умение личности включиться в социальную среду;

- политическая грамотность и активность - знание современной политической ситуации в России и за рубежом, сформированная собственная позиция, желание и умение выражать свои взгляды;

- экономическая грамотность - знание главных характеристик экономики, способность ориентироваться в экономической жизни государства;

- экологическая грамотность - знание и понимание значимости глобальных экологических проблем, ценностная ориентация на поиск их решения;

- воспитанность - обладание хорошим воспитанием, умение хорошо себя вести;

- нацеленность на ведение здорового образа жизни.

Все перечисленные качества имеют большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Важна нацеленность человека на активное участие в жизни общества, гуманные и справедливые отношения.

Таким образом, обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы. Формирование гражданственности у младших школьников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой. Условия возникновения данной проблемы определяются потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом. Процесс формирования гражданственности у младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя определенные идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Важнейшим звеном процесса формирования гражданственности у младших школьников является формирование их гражданской позиции, которая так же, как и гражданственность, формируется и проявляется в конкретных делах и поступках.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения "Детский сад № 37"
Одним из перспективных направлений развития образовательных учреждений в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержк ...

Методика раскрытия конкретного арифметических действий в начальных классах
В начальном курсе математики арифметические действия над целыми неотрицательными числами является центральной темой. Основная цель изучения этого раздела программы – выработать у учащихся начальных классов умения решать арифметические действия и задачи. Изучение конкретного смысла арифметических де ...

Общие методические требования к занятиям
Занятия проводятся с группой по 10-15 детей. - продолжительность занятия – 30 минут. - на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение. - занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной, заключительно ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru