Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Необходимым условием формирования гражданственности у младших школьников являются психолого-педагогические предпосылки:

- наличие знаний о мире, обществе, самом себе;

- освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности;

- накопление опыта человеческого общения.

Приоритетными условиями формирования гражданственности у младших школьников являются:

- личные качества учителя (его духовность, нравственность, всегда четкая и ясная позиция по какому-либо вопросу). Необходим положительный, высоко нравственный образ человека, который на протяжении длительного времени мог бы работой, отношением к миру и своему государству формировать мировоззренческие позиции младших школьников;

- приобщение к традициям школы, через которые происходит формирование отношения к школе как второму дому.

На эффективность процесса формирования гражданственности у младших школьников оказывают влияние следующие факторы:

- психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;

- влияние семьи, старшего поколения;

- пережитый личный опыт;

- средства массовой информации;

- общение со сверстниками;

- процесс вовлечения младших школьников в деятельность общественной направленности при программно-методической поддержке с учетом тенденций развития современного общества.

Процесс формирования гражданственности у младших школьников начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Содержание этого процесса составляет приобщение младших школьников к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Усвоение и формирование общественных ценностей происходит в сочетании с собственной деятельностью человека в сфере самореализации.

В процессе самореализации проявляется гражданская позиция личности, способность человека сохранять ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Понятие «гражданская позиция» находится в поле зрения общественных наук, психологии, педагогики, социологии, духовной культуры. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству.

Гражданская позиция - это характеристика личности, определяющая её общественное поведение, активность, уровень социальной зрелости. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.

Позиция личности как гражданина своей страны является показателем сформированности у нее гражданственности. Она характеризует деятельную сторону личности, определяется тем вкладом, который человек вносит в жизнь общества. Активная гражданская позиция предполагает сознательное, ответственное отношение гражданина к обществу и является признаком высокого уровня его гражданственности.

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Позиция личности – явление сложное, включающее знания, чувства, отношения личности, формирующееся и проявляющееся в деятельности.

Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, государству, Родине, народу, семье, самой себе. Гражданская позиция базируется на нравственных качествах, таких как доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Познавательный компонент включает в себя формирование ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют смысл жизни человека (что для него особенно важно, значимо).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Сущность эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающейся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Совсем маленькие дети, не говоря уже о младших школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений, испытывают эстетические чувства. Следовател ...

Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...

Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru