Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Необходимым условием формирования гражданственности у младших школьников являются психолого-педагогические предпосылки:

- наличие знаний о мире, обществе, самом себе;

- освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности;

- накопление опыта человеческого общения.

Приоритетными условиями формирования гражданственности у младших школьников являются:

- личные качества учителя (его духовность, нравственность, всегда четкая и ясная позиция по какому-либо вопросу). Необходим положительный, высоко нравственный образ человека, который на протяжении длительного времени мог бы работой, отношением к миру и своему государству формировать мировоззренческие позиции младших школьников;

- приобщение к традициям школы, через которые происходит формирование отношения к школе как второму дому.

На эффективность процесса формирования гражданственности у младших школьников оказывают влияние следующие факторы:

- психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;

- влияние семьи, старшего поколения;

- пережитый личный опыт;

- средства массовой информации;

- общение со сверстниками;

- процесс вовлечения младших школьников в деятельность общественной направленности при программно-методической поддержке с учетом тенденций развития современного общества.

Процесс формирования гражданственности у младших школьников начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Содержание этого процесса составляет приобщение младших школьников к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Усвоение и формирование общественных ценностей происходит в сочетании с собственной деятельностью человека в сфере самореализации.

В процессе самореализации проявляется гражданская позиция личности, способность человека сохранять ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Понятие «гражданская позиция» находится в поле зрения общественных наук, психологии, педагогики, социологии, духовной культуры. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству.

Гражданская позиция - это характеристика личности, определяющая её общественное поведение, активность, уровень социальной зрелости. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.

Позиция личности как гражданина своей страны является показателем сформированности у нее гражданственности. Она характеризует деятельную сторону личности, определяется тем вкладом, который человек вносит в жизнь общества. Активная гражданская позиция предполагает сознательное, ответственное отношение гражданина к обществу и является признаком высокого уровня его гражданственности.

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Позиция личности – явление сложное, включающее знания, чувства, отношения личности, формирующееся и проявляющееся в деятельности.

Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, государству, Родине, народу, семье, самой себе. Гражданская позиция базируется на нравственных качествах, таких как доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Познавательный компонент включает в себя формирование ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют смысл жизни человека (что для него особенно важно, значимо).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Возможности использования дистанционных технологий на уроках информатики
Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а так ...

Содержание и организация внеклассной работы по биологии
Основные направления внеклассной работы. Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся ...

Условия положительного воздействия на творческие способности ребенка непредметного рисования
Непредметное рисование обладает такой важнейшей характеристикой, как свобода деятельности, т.е. ее неограниченность формальными рамками. Говоря о свободе творчества, ученые и педагоги-практики расходятся во мнении в одном аспекте этой проблемы: свобода и дисциплина (творчество и исполнительность).Э ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru