Одной из индивидных психологических особенностей человека латеральная организация распределения психических функций между правым и левым полушариями. Эта особенность получила название функциональная асимметрия головного мозга.
Функциональная асимметрия и специализация полушарий – уникальная особенность мозга человека, возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости.
Однако во всем живом мире наблюдается асимметрия в разных ее проявлениях – тропизмах, направлении завертывания клеточной спирали и т.д. В биологии используют понятие «лапость», и наблюдения показывают, что и у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности, причем наиболее отчетливые отличия наблюдаются в височной области. Так, было показано, что у шимпанзе и макаки-резуса длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом. Московским Институтом мозга АМН СССР специально изучался вопрос о «структурных предпосылках» межполушарной асимметрии мозга человека. Еще в 30–40-е годы сотрудники этого института Е.П. Коновалова, И.А. Станкевич, С.М. Блинков и другие обнаружили структурные различия полей правого и левого полушарий.
Отмечена связь «психологических особенностей» личности с «особенностями индивидуального протекания процессов на вегетативном и биохимическом уровнях». И это не случайно, поскольку психическая деятельность обеспечивается функционированием целостного организма, работой всех его систем. Индивидуальный профиль и выраженность функциональной асимметрии человека выступают как весьма подвижная характеристика, определяющаяся как врожденными биологическими склонностями организма, так и социальными факторами; она отражается на качестве и эффективности деятельности субъекта, но и содержание последней сказывается на степени выраженности асимметрий. О том, что человек асимметричен в психике, говорят исследования, в которых с точки зрения теории симметрии рассматриваются произведения литературы, искусства, архитектуры, науки и так далее, то есть всего того, что представляет собой результат психической деятельности человека и хранит в себе особенности, неповторимую индивидуальность психических возможностей своих создателей. Эти творения изучаются, как и все внешние, существующие независимо от человека объекты. Например, с таких позиций рассматриваются стихотворные размеры, ритм.
Большой интерес в последнее время вызывают особенности восприятия продуктов творчества с позиций функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Многие исследователи акцентируют внимание на том, что наиболее высокие результаты достигаются в случаях, когда оба полушария функционируют максимально эффективно. К примеру, Д. Леви в отношении высокоодаренных музыкантов считает, что «чем больше талант, тем более билатерально распределены способности».
Не следует, однако, упускать из вида, что не только правое и левое полушария функционально тесно взаимосвязаны, – субъект, человек действует как единая, целостная личность.
Тест как средство диагностики и управления процессом обучения
математике младших школьников
Применение тестовых методик становится в настоящее время всё более актуальным. Тесты находят применение как при поступлении в школу, так и в проведении вступительных испытаний в вузы. Рассматривая использование тестов, целесообразно остановиться на понятиях «тест», «тестовое задание». Различия в по ...
Основные задачи фитбол-гимнастики в дошкольном возрасте
Оздоровительные: 1. Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигате ...
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: громче — тише, выше — ниже, быстрее ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.