Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования. Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных системных знаний у учащихся, открывает новые возможности для внедрения технологии обучения, обеспечивающей гарантированное достижение результата.
Возросший интерес к технологиям обучения имеет основание:
– многообразные задачи, стоящие перед средними специальными учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса. В теоретических исследованиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулируют научные результаты;
– классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения;
– необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизация способов обучения;
– возрастание диагностичности (измеримости) в постановке образовательных целей, оценки результатов обучения;
– переход от экстенсивной к интенсивной организации обучения, то есть к достижению высших результатов на основе использования новейших достижений педагогики, психологии, информатики;
– возрастание наукоемкости проектов и моделей учебной деятельности, основанных на моделировании профессиональных ситуаций, на овладении профессиональным опытом в условиях учебно-образовательного процесса и, как следствие, – необходимость формирования профессионального мышления, активности и самодеятельности обучающегося;
– возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия обучающих и обучающихся, обеспечивающих гарантированные результаты и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного медицинского работника.
Анализируя литературные источники, можно видеть динамику развития представлений о технологии: от ²технологии в промышленности² к ²технологии в образовании². ²Таким образом, в современном обществе технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. Технология – не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических) на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности². Об этом может свидетельствовать тот факт, что в результате анализа было выявлено большое количество определений такого ключевого для настоящего исследования понятия как технология обучения. При этом ее смысл практически в каждом источнике раскрывается по-разному.
На наш взгляд, не представляется возможным начать разработку проблемы исследования без уточнения понятийно-категориального аппарата, который будет использоваться далее при ее рассмотрении. Дело в том, что анализ различных научных, научно-популярных, учебных и учебно-методических источников, позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день этот аппарат еще полностью не устоялся, не всегда воспринимается однозначно и находится в стадии своего становления.
С одной стороны, ученые, которые не приемлют технологию обучения, говорят, что это только термин, который подменяет собой понятие ²методика обучения². Однако в педагогической литературе встречаются термины с использованием слова ²технология²: ²информационные технологии², ²инновационные технологии² и т.д., когда речь идет о наборе технических приемов в преподавании или использовании технических средств обучения.
Характеристика типов семенных отношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допуст ...
Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...
Анализ реформы системы образования и мониторинга
эффективности средних профессиональных учебных заведений
На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года. Причем необходимость проведения реформы российск ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.