Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования. Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных системных знаний у учащихся, открывает новые возможности для внедрения технологии обучения, обеспечивающей гарантированное достижение результата.
Возросший интерес к технологиям обучения имеет основание:
– многообразные задачи, стоящие перед средними специальными учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса. В теоретических исследованиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулируют научные результаты;
– классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения;
– необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизация способов обучения;
– возрастание диагностичности (измеримости) в постановке образовательных целей, оценки результатов обучения;
– переход от экстенсивной к интенсивной организации обучения, то есть к достижению высших результатов на основе использования новейших достижений педагогики, психологии, информатики;
– возрастание наукоемкости проектов и моделей учебной деятельности, основанных на моделировании профессиональных ситуаций, на овладении профессиональным опытом в условиях учебно-образовательного процесса и, как следствие, – необходимость формирования профессионального мышления, активности и самодеятельности обучающегося;
– возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия обучающих и обучающихся, обеспечивающих гарантированные результаты и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного медицинского работника.
Анализируя литературные источники, можно видеть динамику развития представлений о технологии: от ²технологии в промышленности² к ²технологии в образовании². ²Таким образом, в современном обществе технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. Технология – не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических) на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности². Об этом может свидетельствовать тот факт, что в результате анализа было выявлено большое количество определений такого ключевого для настоящего исследования понятия как технология обучения. При этом ее смысл практически в каждом источнике раскрывается по-разному.
На наш взгляд, не представляется возможным начать разработку проблемы исследования без уточнения понятийно-категориального аппарата, который будет использоваться далее при ее рассмотрении. Дело в том, что анализ различных научных, научно-популярных, учебных и учебно-методических источников, позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день этот аппарат еще полностью не устоялся, не всегда воспринимается однозначно и находится в стадии своего становления.
С одной стороны, ученые, которые не приемлют технологию обучения, говорят, что это только термин, который подменяет собой понятие ²методика обучения². Однако в педагогической литературе встречаются термины с использованием слова ²технология²: ²информационные технологии², ²инновационные технологии² и т.д., когда речь идет о наборе технических приемов в преподавании или использовании технических средств обучения.
Психофункциональные особенности девочек 6-8 лет
Начальный период жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего ...
Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному
чтению
Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество. Выразитель ...
Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.