Образование » Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений » Технологический подход как основа формирования у будущих специалистов среднего медицинского звена профессионального интереса

Технологический подход как основа формирования у будущих специалистов среднего медицинского звена профессионального интереса

Страница 2

Чтобы избежать смыслового неприятия того, о чем ниже будет идти речь, целесообразно определиться с тем, как нами в концептуальном плане трактуются важные категории и понятия, используемые или вводимые в оборот в рамках предметной области диссертационного исследования. С этой целью ниже с опорой на подходы, предложенные П.И. Образцовым, проведем анализ содержательных характеристик следующей дефиниции – технология обучения.

На основе анализа предполагается обоснование сущности и содержания ключевой категории исследования – технологии обучения.

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, В.Ф. Долженко, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Маслова, П.И. Образцов, О.П. Околелов, А.Я. Савельев, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур В.Ф. Шолохович, А.И. Уман и другие. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера. Далеко не всегда взгляды названных ученых совпадают.

Приведем некоторые определения понятия технологии обучения, встречающиеся в работах названных авторов.

Впервые понятие "технология обучения" введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 г. и в общем смысле рассматривалось как "системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования".

Ф. Кумбс включает в это понятие "самые различные методы, материалы, оборудование и систему снабжения – словом, все, что участвует в учебном процессе и способствует развитию системы образования".

М.М. Левина понимает под технологией обучения "теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и систему необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся".

Л.Г. Семушина определяет технологию обучения как способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающей в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

М.А. Чошанов указывает на то, что технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы.

В.П. Беспалько – известный отечественный ученый – трактует технологию обучения как ²совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели².

Как видим, авторы стремятся к системному представлению педагогического процесса. Большинство исследователей сходятся на том, что технология обучения связана с определенным построением и реализацией учебного процесса, направленного на получение гарантированного результата (т.е. достижение дидактических целей).

При этом, как отмечают В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, П.И. Образцов, достижение гарантированных дидактических целей обучения возможно при применении соответствующих средств. "Высокая производительность средства обучения и особенности их использования создают совершенно иную модель обучения, иную культуру образовательного процесса". Следовательно, средства обучения в учебном процессе выступают в качестве одной из важных характеристик реализации технологии обучения. Такое многообразие характеристик требует выделить некий обобщенный признак технологии обучения, отражающий ее сущность. В качестве такового П.И. Образцов, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, А.И. Уман и др. предлагают определять законосообразность технологии.

Ведь технология обучения – это, прежде всего, педагогический процесс, максимально реализующий в себе дидактические законы и закономерности, и, благодаря этому, обеспечивающий достижение конкретных конечных результатов. Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы и закономерности, тем выше гарантия получения требуемого результата. Таким образом, критерию законосообразности должны отвечать все ведущие признаки технологии обучения. Поэтому в целях решения задач, определенных в настоящем исследовании, опираясь на подход, предложенный П.И. Образцовым, будем исходить из того, что технология обучения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение со ...

Образовательные программы высшей школы
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центр ...

Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru