Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Именно общеобразовательная школа должна формировать в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. Для этого необходимо:

- вооружить подрастающее поколение знаниями основ русской и общемировой культуры, сформировать мотивацию к культурному саморазвитию;

- развить в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства;

- сформировать национальное самосознание;

- заложить патриотические основы;

- способствовать формированию толерантности.

Перед педагогами современной школы, как основного звена воспитания школьников, стоит социально значимая задача по созданию условий, способствующих развитию у них гражданственности, как важного социального свойства индивида. Гражданственность как одно из основных качеств личности имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества и предполагает наличие у человека системы социально значимых нравственных ориентиров.

В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это означает, что он:

- уверен в себе, активен, не боится пробовать;

- умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;

- способен к саморазвитию;

- умеет принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленной целью;

- умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свободы других людей.

Гражданственность определяет сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей перед государством, обществом; разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны. Чувство гражданственности вытекает из осознания человеком себя как личности, обладающей определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующей в принятии решений и руководствующейся в своей жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Формирование гражданственности - необходимость не только нравственная, но и социальная. Большое количество социальных и экономических проблем можно снять, если каждый человек осознает свои интересы, сообразуя их с интересами других людей и общества в целом, поймет, что его жизнь и благополучие напрямую зависят от политического и экономического состояния государства и развития гражданских институтов в обществе.

Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правого государства характеризует высокая потребность в социальной активности. Формирование гражданственности является одной из сторон процесса социализации - включения индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закрепленных в культуре. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая стать ему полноправным членом общества, и в то же время обеспечивает жизнедеятельность самого общества и преемственность его культурных, гражданских традиций.

Процесс социализации неизбежно включает личность в широкий поток разнообразных внешних влияний, избирательное принятие ситуаций выбора или подражания. Полученные в этом потоке гражданские знания должны с помощью воспитания наполниться личностным смыслом, стать субъективным основанием гражданской активности. Социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Гражданственность формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Очень важными для формирования гражданственности являются годы обучения ребенка в начальной школе. В этом возрасте происходит осознание и принятие ребенком первой социальной роли - роли ученика. Начинать формирование гражданственности необходимо с первых дней обучения ребенка в школе.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
В предыдущем параграфе было определено, что уровни развития психических познавательных процессов, а именно памяти, внимания и мышления учащихся третьего класса не достаточно высокие. В данном параграфе будут представлены методические рекомендации, способствующие активизации познавательной деятельно ...

Методика использования игр как средства экологического образования дошкольников
Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельн ...

Особенности воспитания навыков чтения у умственно отсталых учащихся
Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы по А.К.Аксёновой организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравствен ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru