Как отмечалось выше, психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха в большей степени определяется условиями, которые могут создать родители в семье. Именно от атмосферы в семье, от отношения к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту, от взаимоотношений родителей друг с другом, зависит адекватность взаимодействия ребенка с социальной средой.
С.М. Хорош (1991), Е.И. Исенина (1996), Е.Г. Речицкая (2004), Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева (2005) выделяют различные типы родительских позиций по отношению к ребенку с проблемами в развитии и к его дефекту.
Отношение к ребенку с нарушением слуха может быть адекватным и неадекватным. Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания. Эта позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. В семье создается установка на формирование с учетом возможностей ребенка тех же знаний, умений и навыков, которыми обладают и слышащие дети. При этом у ребенка воспитываются такие черты личности, которые способствуют его наилучшей адаптации в разных жизненных условиях.
По мнению В.М. Рахманова (1992) неадекватная реакция родителей по отношению к ребенку с проблемами в развитии, это защитная реакция на травмирующую ситуацию.
При неадекватном отношении родителей к ребенку с проблемами в развитии может приниматься и его дефект и он сам. Неадекватность, искаженность родительской позиции определяется тем, что родители освобождают ребенка от обязанностей, воспринимают его, как человека, нуждающегося в постоянной защите, опеке и помощи.
Д.Н. Исаев (1982), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991) отмечают, что в данной ситуации у родителей (чаще у матери) или близких родственников, ухаживающих за ребенком, может возникнуть чувство вины перед ним и, чрезмерно опекая его, они стараются таким образом искупить ее.
Одним из мотивом гиперопеки у родителей является латентно существующий страх несчастья с ребенком. Контролируя деятельность ребенка, исключая самостоятельность и возможность опасности, родители тем самым как бы освобождаются от постоянной тревоги. Родители, оберегая ребенка от всех трудностей, выполняя все за него, невольно внушают ему этим, что он больной и немощный.
М.И. Буянов (1986) считает, что такая жертвенная, безоглядная любовь приводит тому, что ребенок растет неприспособленным к жизни. В условиях гиперопеки быстро складывается эгоцентрическая позиция, которая мешает адаптации ребенка в коллективе сверстников. В данных условиях у ребенка может формироваться потребительская психология.
Не менее опасной для становления и развития личности является противоположная позиция «безразличия»: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка и его дефекта, которое проявляется в избежании общении с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его.
По мнению Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной (1991), А.Р. Маллера (1996) и др., родителям кажется, что наличие у них ребенка с проблемами в развитии означает крах всей их жизни. Когда родители в силу своих личных качеств и убеждений не видят никаких перспектив, их убивает слово «инвалид», то у них появляется желание избавиться от ребенка.
Если оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка. Отказ может быть как юридический, так и фактический – ребенок передается на воспитание, например, бабушке, а мать и отец практически в этом не участвуют. Обычно родители, занимающие данную позицию, очень зависимы в принятии своих решений от мнения окружающих: родственников, друзей, знакомых.
Весьма сложная ситуация создается в результате «нереалистичного отношения»: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми.
Опасность данной позиции заключается в том, что родители относятся к ребенку как к здоровому, не принимая в расчет специфические особенности нарушения. При этом не учитывается психофизическое состояние ребенка с проблемами в развитии, так как родители не допускают мысли о том, что они его не вылечат и ребенок не станет «таким как все». Родители ставят перед ребенком нереальные цели, завышают его возможности.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, как отмечает А.И. Захаров (1988), это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно психическое напряжение у ребенка.
Психическое развитие ребенка тормозится при позиции, характеризующейся как «неприятие»: родители смирились с дефектом, но самого ребенка не принимают. Данная позиция родителями не осознается, а объясняется нехваткой времени, материальными проблемами и другими причинами.
Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...
Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...
Способы педагогического руководства
эстетическим воспитанием школьников
Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно творческих способностей школьников. Литературные творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общие творческие потенциал читателя. Главную задачу литера ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.