Образование » Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха » Стратегии воспитания и проблемы взаимоотношений в семьях, имеющих детей с нарушением слуха

Стратегии воспитания и проблемы взаимоотношений в семьях, имеющих детей с нарушением слуха

Страница 2

При такой позиции, как отмечает Г.А. Буткина (1979), происходит эмоциональное отчуждение родителей и членов семьи по отношению к ребенку с нарушением слуха. Ребенок замыкается в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть. Для таких семей характерно отсутствие живой потребности в общении друг с другом. В некоторых случаях «неприятие» доходит до безнадзорности, как правило, в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.

Гипоопека создает и обостряет у ребенка с проблемами в развитии чувство своей неполноценности и ничтожности. Это создает у него глубокую тревожность и заниженную самооценку. Ребенок растет неприспособленным к жизни. Часто такое воспитание ведет к формированию асоциальных черт характера. Если такое воспитание стабильно и длится достаточно долго, то это может привести даже к нервно-психическому заболеванию ребенка.

Таким образом, позиция и отношение родителей к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту взаимосвязаны. Специалисты при работе с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, должны учитывать вышеописанные реакции и типы взаимоотношений в семье.

Супруги могут придерживаться различных позиций по отношению к ребенку с нарушением слуха и его дефекту, что может привести к проблемам в семейной жизни, к конфликтам между супругами, в крайних случаях к разводу.

А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), С.М. Хорош (1991), В.В. Ткачева (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что появление в семье ребенка с отклонением в развитии изменяет устоявшийся уклад и взаимоотношения между супругами. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, сосредоточение ее внимания на ребенке, формирует у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние.

В этот период брак испытывается на прочность. Многое зависит от семейной ситуации, сложившейся до рождения ребенка с проблемами в развитии. В тех случаях, когда взаимоотношения супругов и раньше были плохими, рождение больного ребенка является лишь поводом для развода.

После рождения ребенка с проблемами в развитии в семье возникает напряженность, так как родители начинают искать родственников с той или другой стороны, «ответственных» за наличие дефекта у их ребенка. Это приводит к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной неполноценности, а также может быть причиной дисгармонии супружеских отношений, поводом для развода и личной неприязни.

Напряженная обстановка в семье, как отмечает Е.И. Исенина (1999), может возникнуть из-за соревнования между родителями и ближайшими родственниками за привязанность ребенка к кому-либо из них: кто лучше понимает, к кому идет малыш когда ему больно. Это может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни.

Как отмечает Г. Юн (1987), у отцов возникает больше проблем психологического плана, особенно если ребенок с проблемами в развитии – единственный. Это связано с тем, что отец, как правило, больше поглощен мыслями, каким вырастет ребенок, что в дальнейшем ждет его. И если он не видит никаких перспектив, а жена полностью замкнулась, ушла в свой внутренний мир и при этом поглощена уходом за ребенком, то будущее ему начинает представляться совершенно беспросветным и муж может покинуть семью.

Если семья неполная (матери – одиночки, родители находятся в разводе и т.д.), то в ней возникает функциональная пустота, когда одна из ролей необходимых для успешного функционирования семьи никем не выполняется отмечает, что реакция девочек на развод обычно легче, чем у мальчиков, для которых психологически важны сохранившиеся контакты с отцом. У детей из распавшихся семей, как правило, наблюдаются более выраженные эмоциональные нарушения и трудности межличностного общения.

Большое значение в семье с ребенком с нарушением слуха имеет поведение родителей и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Невроз у матери, пишет А.И. Захаров (1993), предшествует развитию невроза у ребенка, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании ребенка.

Крайне неблагоприятное влияние на семейную атмосферу и на развитие ребенка с нарушением слуха оказывают грубые, неуважительные отношения между супругами, применение физических наказаний. Наиболее благоприятное отношение складывается в тех семьях, где каждый член семьи старается лучше понять проблемы ребенка с нарушением слуха, не забывая при этом о потребностях других. Но тяжелые переживания в первоначальный период, хотя и приглушаются со временем, все же не исчезают совсем и могут обостряться в определенный период жизни семьи в связи с важными событиями.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Организация режима жизни детей. Закаливающие процедуры. Специальные упражнения по развитию движений
Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих ...

Фитбол гимнастика - средство коррекции осанки
Мы выяснили, что новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Фитбол в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи: - Развитие двигательных качеств; ...

Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическом воспитанием обычно понимает ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru