В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Заведующая, воспитатель анализируют деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между "тем, что есть" и "тем, что требуется". Поэтому воспитатель должен не только выявить несоответствие между практикой и требованиями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательного процесса. Необходимо ежегодно проводить анализ результатов работы в ДОУ, искать способы их улучшения. Примерное содержание анализа итогов учебного года может быть следующим: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года; суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, рационального питания и др.
Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.
Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости воспитанников детского сада. Общие выводы и резервы.
Анализируются так же, результаты повышения квалификации и аттестации воспитателей. Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями.
Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно только через изменения в содержании или организации учебно-воспитательного процесса. В ходе педагогического анализа вместе с педагогом проводится обязательное обсуждение результатов его труда.
Рассматривая процесс управления дошкольным образовательным учреждением с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса.
По форме управление ДОУ - это анализ информации, технология которого состоит из 3 этапов: сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, собственно ее анализ и выдача воздействующей информации. Педагогический анализ - это функция управления, направленная на изучение состояния, тенденции развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.
А.Н. Троян выделяет следующие понятия педагогического анализа: наблюдения педагогического процесса, контроль за ходом воспитательно-образовательной работы и педагогический анализ. Все эти понятия направлены на педагогический процесс и осуществляются в ходе посещения групп: "Под наблюдением мы понимаем целенаправленное восприятие основных элементов педагогического процесса для получения информации о состоянии, ходе отдельных параметров воспитательной работы. Контроль - функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в соответствии с нормативными требованиями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о состоянии учебно-воспитательной работы".
Из этого можно сделать заключение, что функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.
Методы проведения эстетического
воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия. Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнест ...
Формы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей с
нарушением слуха
В.В. Ткачева (1999) выделяет следующие формы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии, воздействуя средствами педагогики: – демонстрация родителям (матери) приемов работы с ребенком; – конспектирование матерью уроков, проводимых психологом; – выполнение до ...
Роль сказок в процессе обучения младших школьников
В психологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным, прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой актуально сущ ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.