Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания (Я.С. Турбовской).
Опыт помогает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.
Однако следует учесть не только профессиональные, но и личностные характеристики воспитателя, которые должны способствовать достижению воспитательных целей и обязательно должен сравниваться с реальной практикой. Признана взаимосвязь личностных характеристик педагога и накопленного опыта работы.
Если наличие опыта определяется по следующим критериям: высокая результативность, научная обоснованность, творческая новизна, актуальность, сокращение затрат времени на достижение высоких результатов, то процесс его реализации отталкивается от личностных качеств воспитателя. Кроме того, для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу. В результате при исследовании личностных характеристик воспитателей, следует учесть взаимосвязь данных аспектов.
Актуальность исследования определяется самой спецификой профессии воспитателя, которая в свою очередь определяется постоянным общением с детьми, имеющих свое миропонимание, свои права, свои убеждения. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Все это ставит перед воспитателем постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики и определяет проблему проводимого исследования, т.к. выполнение профессионального педагогического долга потребует от воспитателя принятия на себя целого ряда обязательств:
воспитателю следует объективно оценить свои возможности в области педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать ходе профессиональной подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности;
воспитатель должен владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического;
обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности воспитателя является понимание ребенка как такой же самоценной, равнозначимой личности как собственное "Я", знание закономерностей поведения и общения. Его воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок;
воспитатель является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития.
Взаимоотношения в работе детского сада и семьи - важный аспект получения положительных результатов, и поэтому нужно обратить внимание на совместный подход к воспитанию и обучению дошкольников. Личностные характеристики и наличие профессионального опыта, необходимые для обеспечения процесса воспитания и обучения дошкольников, не могут строиться без совместной работы педагога с родителями. В результате методы работы и личностные характеристики воспитателя, необходимые для работы с детьми, не всегда подходят для взаимодействия с родителями, что в свою очередь заметно снижает качество образовательного процесса. Поэтому в современной педагогической литературе можно встретить различные определения понятия "педагогический опыт". Это и новаторство, открытие нового, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, и хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей составляющей методической работы. Будучи, по существу, теснейшим образом связанным с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
Объект исследования - работа воспитателя с группой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - личностные особенности, необходимые для работы воспитателя с группой.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое исследование психологических особенностей работы воспитателя с группой дошкольных учреждений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что работа воспитателя способствует оптимизации стиля педагогического общения, развитию профессиональных качеств педагогов дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Задачи исследования:
1) исследовать особенности профессиональных и личностных качеств воспитателя.
2) провести диагностику стиля педагогического общения, профессиональных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
3) подвести итоги выработать рекомендации.
Методы: теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические: опросник, проективная методика, количественный и качественный анализ результатов.
Эмпирическую базу составили воспитатели и воспитанники детского сада №228 г. Москвы.
Практическая значимость: результаты могут быть применены воспитателями для работы с группой в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретико-методологические основы: особенности работы воспитателей рассматривали Ушинский К.Д., Выготский Л.С., Амонашвили Ш.А., Гутковская Е.Л.
Методы контроля эффективности педагогического процесса
Контроль направлен на получение информации, анализирую которую педагог вносит необходимые коррективы в течении учебно-воспитательного процесса. Объективность контроля, исключает преднамеренное, субъективное и ошибочное оценочное суждение и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении обучаю ...
Понятие культуры поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...
Методика раскрытия конкретного арифметических действий в начальных классах
В начальном курсе математики арифметические действия над целыми неотрицательными числами является центральной темой. Основная цель изучения этого раздела программы – выработать у учащихся начальных классов умения решать арифметические действия и задачи. Изучение конкретного смысла арифметических де ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.