Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Страница 1

У детей рассматриваемого возрастного этапа очень остро и своеобразно складываются взаимоотношения со значимыми другими людьми, которые входят в их личностную микросреду. На этом этапе могут произойти весьма серьезные изменения социального и персонального состава взрослых, оказывающих влияние на ребенка. Роль воспитателя для дошкольника, разумеется, продолжает играть воспитатель. Сложность заключается в том, что в зависимости от типа детского дошкольного учреждения, преемственность между ним и школой, в этой роли выступают различные педагоги. Конечно, было бы хорошо, если бы воспитатель, который уже более 3-х лет общается с дошкольниками и знает хорошо каждого, продолжил работу с ними и в подготовительной к школе группе. В этом случае адаптация ребенка к жизни в школе происходит безболезненно. Но следует учитывать, что не каждый воспитатель способен и готов работать в подготовительной группе.

Педагогическое взаимодействие - целостная система. Структура его довольно сложна. Можно представить педагогическое взаимодействие как айсберг, подводная, скрытая часть которого включает в себя педагогическое отношение, ценностные ориентиры, установки, социальную перцепцию, эмпатию и т.д., а внешняя, наблюдаемая - то поведение, собственно общение, в котором реализуется, проявляется этот внутренний мир педагога.

Остановимся подробнее на внутренней подструктуре межличностного взаимодействия учителя и ребенка - педагогическом отношении. Выделяют несколько типов отношения педагога к детям: устойчиво положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто отрицательный, пассивно-отрицательный:

Активно-положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагогам этого типа присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

Пассивно-положительный тип отношений проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой воспитатель нередко выбирает сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.

Неустойчивый тип отношений характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие воспитатели нередко подпадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

Активно-отрицательный тип отношений воспитателя к детям выражается в негативном отношении к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и воспитателем такого типа может возникнуть и психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования педагога, постоянно "защищаются" от него.

Пассивно-отрицательный тип отношений воспитателя характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, педагогической деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Влияние самооценки на социометрический статус личности
В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямо пропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение ...

Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки
Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности п ...

Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru