Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Страница 1

У детей рассматриваемого возрастного этапа очень остро и своеобразно складываются взаимоотношения со значимыми другими людьми, которые входят в их личностную микросреду. На этом этапе могут произойти весьма серьезные изменения социального и персонального состава взрослых, оказывающих влияние на ребенка. Роль воспитателя для дошкольника, разумеется, продолжает играть воспитатель. Сложность заключается в том, что в зависимости от типа детского дошкольного учреждения, преемственность между ним и школой, в этой роли выступают различные педагоги. Конечно, было бы хорошо, если бы воспитатель, который уже более 3-х лет общается с дошкольниками и знает хорошо каждого, продолжил работу с ними и в подготовительной к школе группе. В этом случае адаптация ребенка к жизни в школе происходит безболезненно. Но следует учитывать, что не каждый воспитатель способен и готов работать в подготовительной группе.

Педагогическое взаимодействие - целостная система. Структура его довольно сложна. Можно представить педагогическое взаимодействие как айсберг, подводная, скрытая часть которого включает в себя педагогическое отношение, ценностные ориентиры, установки, социальную перцепцию, эмпатию и т.д., а внешняя, наблюдаемая - то поведение, собственно общение, в котором реализуется, проявляется этот внутренний мир педагога.

Остановимся подробнее на внутренней подструктуре межличностного взаимодействия учителя и ребенка - педагогическом отношении. Выделяют несколько типов отношения педагога к детям: устойчиво положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто отрицательный, пассивно-отрицательный:

Активно-положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагогам этого типа присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

Пассивно-положительный тип отношений проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой воспитатель нередко выбирает сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.

Неустойчивый тип отношений характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие воспитатели нередко подпадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

Активно-отрицательный тип отношений воспитателя к детям выражается в негативном отношении к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и воспитателем такого типа может возникнуть и психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования педагога, постоянно "защищаются" от него.

Пассивно-отрицательный тип отношений воспитателя характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, педагогической деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Оценка сформированности ключевых компетентностей
При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания. К наиболее эффекти ...

Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений
Для успешного формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений необходимо выявить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем самым обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки будущих специалист ...

Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика
В соответствии с задачами исследования мы считаем целесообразным выделить следующие уровни сформированности гуманности как личностного качества у младших школьников, соответствующие им цифровые обозначения показатели уровней: Высокий уровень - +3. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент знани ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru