Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Страница 3

Специально проведенные исследования влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей, показали, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к возможности успешно справляться с задачами фронтального общения, но потеряться в ситуациях диадического общения. Наблюдается и обратный вариант коммуникативной односторонности: воспитатель, учитель успешно общается с отдельными учениками, но обнаруживает несостоятельность в ситуациях фронтального общения, особенно когда "содержанием" общения является не тот или иной учебно-предметный материал, а личностные и социально-психологические проблемы. Эти виды педагогического общения опираются на различные способности учителя .

Значимое место в профессиональном общении воспитателя, учителя занимает педагогическая оценка. И не случайно. Важны и разнообразны выполняемые ею функции. В числе таковых, прежде всего, - образовательная, "ориентирующая" и воспитательная, "стимулирующая" (Б.Г. Ананьев). Ориентирующая функция оценки заключается в том, что педагог посредством оценки ориентирует ученика в уровне его знаний и результатах его деятельности. Стимулирующая предполагает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.

В оценочном общении педагогов встречаются и воздействия угнетающего характера (оценки посредством угрозы, крика, насмешки, иронии и т.п.). Они подтачивают веру ребенка в себя, самоуважение, снижают его самооценку, активность, ведут к "холоду", психологическому барьеру во взаимоотношениях между воспитателем и ребенком. Оценивая детей, воспитатели порой дают им и предвосхищаемую оценку - как положительную, так и отрицательную.

Исследования, проведенные на кафедре общей и детской психологии БГПУ им.М. Танка показывают, что воспитатели, работающие с детьми переходного к школе возраста, чаще прибегают к ориентирующим и стимулирующим оценкам (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Использование педагогами детского сада и школы оценочного общения

Виды оценок

Воспитатель

абс. зн.

%

1. Ориентирующие оценки

1305

57,5

2. Стимулирующие оценки

730

32,2

3. Угнетающие оценки

45

2

4. Косвенные оценки посредством кукольных, литературных персонажей

23

1

5. Отсутствие оценки

47

2,1

6. Награждение реальными или воображаемыми предметами

33

1,4

7. Привлечение детей к оценке деятельности сверстников

80

3,5

8. Предвосхищающая положительная оценка

4

0,2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Динамика развития профессиональных интересов студентов
Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности. Из большого арсенала умений как к ...

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...

Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru