Специально проведенные исследования влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей, показали, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к возможности успешно справляться с задачами фронтального общения, но потеряться в ситуациях диадического общения. Наблюдается и обратный вариант коммуникативной односторонности: воспитатель, учитель успешно общается с отдельными учениками, но обнаруживает несостоятельность в ситуациях фронтального общения, особенно когда "содержанием" общения является не тот или иной учебно-предметный материал, а личностные и социально-психологические проблемы. Эти виды педагогического общения опираются на различные способности учителя .
Значимое место в профессиональном общении воспитателя, учителя занимает педагогическая оценка. И не случайно. Важны и разнообразны выполняемые ею функции. В числе таковых, прежде всего, - образовательная, "ориентирующая" и воспитательная, "стимулирующая" (Б.Г. Ананьев). Ориентирующая функция оценки заключается в том, что педагог посредством оценки ориентирует ученика в уровне его знаний и результатах его деятельности. Стимулирующая предполагает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.
В оценочном общении педагогов встречаются и воздействия угнетающего характера (оценки посредством угрозы, крика, насмешки, иронии и т.п.). Они подтачивают веру ребенка в себя, самоуважение, снижают его самооценку, активность, ведут к "холоду", психологическому барьеру во взаимоотношениях между воспитателем и ребенком. Оценивая детей, воспитатели порой дают им и предвосхищаемую оценку - как положительную, так и отрицательную.
Исследования, проведенные на кафедре общей и детской психологии БГПУ им.М. Танка показывают, что воспитатели, работающие с детьми переходного к школе возраста, чаще прибегают к ориентирующим и стимулирующим оценкам (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Использование педагогами детского сада и школы оценочного общения
|
Виды оценок |
Воспитатель | |
|
абс. зн. |
% | |
|
1. Ориентирующие оценки |
1305 |
57,5 |
|
2. Стимулирующие оценки |
730 |
32,2 |
|
3. Угнетающие оценки |
45 |
2 |
|
4. Косвенные оценки посредством кукольных, литературных персонажей |
23 |
1 |
|
5. Отсутствие оценки |
47 |
2,1 |
|
6. Награждение реальными или воображаемыми предметами |
33 |
1,4 |
|
7. Привлечение детей к оценке деятельности сверстников |
80 |
3,5 |
|
8. Предвосхищающая положительная оценка |
4 |
0,2 |
Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в
условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...
Общие методические требования к занятиям
Занятия проводятся с группой по 10-15 детей. - продолжительность занятия – 30 минут. - на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение. - занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной, заключительно ...
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мышление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие ег ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.