Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника - человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Известный педагог XVIII в. Песталоцци считал необходимым, чтобы отношение воспитателя к детям были чисто родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. Прошли годы, но и сегодня непременным условием успеха в деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего "я" к другим людям, любовь к детям. Эти качества характерны как для опытных мастеров, так и для молодых педагогов, чье призвание - работа с детьми. И еще одна особенность - чувство эмпатии - откликаться на переживания, сочувствовать.
Высокая работоспособность, наблюдательность. Эти качества способствуют выявлению эмоционального климата ребенка не только в группе сверстников, но и в семье. Воспитатель должен способствовать созданию благоприятных условий в группе для гармонического физического развития детей, охраны и укрепления здоровья. В числе важнейших забот воспитателя - формирование основ здорового образа жизни. Воспитатель в группе должен стремиться сформировать у своих воспитанников потребность в движениях, создать благоприятные условия для двигательной активности. Реализуя оздоровительную функцию воспитатель широко использует природные средства. Солнце, воздух, вода, земля могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар (больше времени проводить на воздухе, чаще соприкасаться, общаться с природой, обращаться за помощью в случае необходимости: приложить подорожник к ранке, спрятаться от сильного ветра за кустами). Воспитательная функция в группе включает в себя и регулирование педагогом взаимоотношений в "детском коллективе" с целью создания в нем для каждого ребенка благоприятного психологического микроклимата, психологического комфорта. Воспитатель создает благоприятные условия для переживания детьми повышенного приятного самочувствия, наслаждения. Он усиливает в ребенке чувство радости бытия, способствует мажорности настроения, жизнерадостности. Она выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются знания, навыки, умения. Профессиональные умения воспитателя группы на которое прежде всего следует обратить прежде всего внимание: гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские. Гностические умения воспитатель использует и для изучения родителей, семейной микросреды ребенка. Гностические умения тесно связаны со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, развитием психологической наблюдательности, интереса к духовному миру ребенка. Проникнуть в душу к каждому ребенку из группы воспитателю помогает владение методами детской психологии - наблюдением, экспериментом, социометрическими методами, беседой, методом анализа продуктов детской деятельности. Эти наблюдения помогают воспитателю выявить интересы детей, их склонности, увлечения, оценить игровую деятельность детей, определить уровень ее развития, сделать выводы, кому как "дышится" в "детском обществе", а главное - найти правильные средства для коррекции поведения детей, их деятельности. Взаимоотношений, создать условия для адаптации в новой микросреде. С помощью организаторских способностей воспитатель налаживает с группой свою деятельность. Организаторские умения проявляются в быстром, гибком применении своих знаний и опыта в решении практических задач в руководстве различными видами деятельности детей. Педагогическое общение обусловлено различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения воспитатель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Общение и руководство в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в группе. На занятиях в группе воспитателю необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от воспитателя умения одновременно решать две проблемы:
Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в
условиях музыкально-игровой деятельности
Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников. Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по ре ...
Психологические состояния человека
Психологические состояния – "широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания". Психические состояния представляют собой ...
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа
культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.