Конституция определяет: каждый гражданин Финляндии имеет право учиться. Школа делится на две ступени: начальную и среднюю, которую обязаны закончить все. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питаниервршколертожербесплатное. Финский характер имеет свои особенности, для него всегда было характерно планировать. Это планирование определяет и поставленную цель. И в семье, и в школе в финском менталитете это выражено. Финны не строят жизнь по принципу «живу одним днем». Школа приучает детей планировать жизнь от простой цели к более сложной. Это и воспитание характера, и четкое представление о своих возможностях, и стимул. Зная больше о себе, учащийся может знать, что сможет в будущем, ясно понимая, что жизнь зависит от него самого. Согласно данным исследований Международной программе по оценке общеобразовательных достижений учащихся (PISA), – образовательная система «страны Суоми» является одной из лучших и эффективных в мире.
Нижняя ступень системы образования представлена дошкольными учреждениями. Это детские сады и подготовительные классы при начальных школах. С помощью игры у детей вырабатываются навыки усвоения учебного материала. Ребенку преподносятся азы математики, родного языка (чтение, письмо), естествознания и даже этики. Муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение, хотя оно и не является обязательным.
Обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже на основании заключения психолога или врача и с согласия родителей. Все дети, постоянно проживающие в Финляндии, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы. Принцип всеобщего обязательного образования был введен в 1921 г. В настоящее время обязательное девятилетнее образование регулируется законодательством, вступившим в силу в 1988 г. Сейчас его получает 97% населения страны.
Школьное образование, являющееся обязательным, продолжается девять лет, при этом принято первые шесть лет обучения считать младшей общеобразовательной школой, а последующие три года – старшей общеобразовательной школой. В младших классах преподавание всех предметов входит в обязанности одного учителя, тогда как в старших классах работают разные учителя-предметники.
Финские школы, в основном, государственные. Есть и частные, но те коммерческие школьные образовательные учреждения, которые существуют в настоящее время в Финляндии, являются либо религиозными, либо «вальдорфскими школами». Причем частной школе запрещено взимать с учащихся плату за обучение: она так же финансируется правительством, как и государственная.
Еще одна характерная черта финской системы школьного обучения – отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность – отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Представители Министерства образования Финляндии утверждают, что качество обучения во всех общеобразовательных школах «выровнено», какие-либо существенные различия в обучении отсутствуют. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии – обеспечение равной доступности образования. Выравнивание отразилось и на географическом расположении школ. Школы распределены равномерно, в соответствии с плотностью населения. (Наиболее проблематичным в этом отношении является малонаселенный и труднодоступный северный регион страны – Лапландия).
Основными предметами обучения в школах Финляндии являются родной язык и второй государственный язык страны (финский и шведский), математика, физика, химия, история, обществоведение, биология, география, экология, иностранный язык, этика, физкультура, музыка, изобразительное искусство, ручной труд. Уроки проходят только в одну смену. Домашние задания не играют той «зловещей» роли, какая определена в России, когда в этот процесс включены сам ученик и его семья, часто отношения сводятся к тому, что создается дополнительная нервозность в атмосфере семьи. В финских семьях этого нет. Урок – домашнее задание – ежедневный контроль – наказание – такая цепочка отсутствует. В финской школе урок – домашнее задание – тесты, спустя определенное время, которые и являются контролем по усвоению материала. Суббота и воскресенье – неучебные дни. Учебный год продолжается примерно 190 дней – с середины августа до конца мая (или начала июня). Окончив обязательную общеобразовательную школу, как правило, практически все выпускники продолжают обучение. Среднее образование представлено двумя типами учебных заведений: лицей (гимназия) и профессионально-техническая школа. Плата за обучение по-прежнему не взимается, правда, перестают быть бесплатными учебники и питание.
Пути активизации познавательной деятельности
младших школьников при изучении математики
Развитие познавательной деятельности у младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения, и осуществляется на протяжении всего младшего возраста. Оптимальные условия для овладения знаниями каждым учеником и для развития каждого ученика могут возникнуть то ...
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
Средства коррекции формирования правильной осанки для детей дошкольного
возраста
Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.