Явление авторской песни стало одним из магистральных в русской культуре второй половины XX столетия и в полноте выразило духовные, социально - исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музыки, исполнительского актерского мастерства, авторская песня в своих вершинах художественного проявления является мощным двигателем роста творческой активности для молодежи.
В качестве теоретической и методологической основы нашего исследования мы принимаем развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.С. Соколовой: "Авторская песня - это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни." В этом емком определении выделим ряд принципиальных моментов. Во-первых, указание на социально-историческую, литературную и культурную обусловленность явления бардовской песни. Во-вторых, проведение линий разграничения авторской песни с типологически смежными явлениями песенной поэзии - такими, например, как рок-поэзия, массовая и эстрадная песня. В-третьих, фиксация синтетического характера бардовского творчества и одновременно четкое обозначение - словесного искусства, поэзии. В-четвертых, тезис о специфических чертах поэтики и языка бардовских текстов, порожденных неповторимой творческой индивидуальностью художника. Как явление отечественного искусства, авторская песня, в немалой степени оплодотворенная атмосферой относительного раскрепощения "оттепельной" эпохи, обрела свои отчетливые очертания в основном к концу 1950-х - первой половине 1960-х гг. в творчестве М. Анчарова, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой и др. В последующие десятилетия - в песенно-поэтическом творчестве В. Высоцкого, А. Галича - под воздействием как собственно эстетических, так и социокультурных факторов, это направление творчества претерпело значительную содержательную, жанрово-стилевую эволюцию, которая во многом была продиктована движением к более широкому, подчас трагидийно-сатирическому освоению истории и современности. Целесообразность рассмотрения развития классической бардовской поэзии достигшей наибольших художественных высот, научно мотивируется и ключевой ролью авторской песни в современном литературном процессе.
Широкое распространение авторской песни благодаря многочисленным концертным выступлениям, фестивалям, аудио - видео записям происходило на фоне часто негласного официального запрета на полноценную публикацию произведений поэтов-бардов, которые вольно или невольно оказывались пропитанными антидогматичным духом неподцензурного искусства. Практически до 1980 гг. масштабное осмысление авторской песни как художественного осмысления не предпринималось. В конце 1980-х годов активизируется литературоведческое изучение авторской песни, как части русской поэтической традиции, прокладываются пути к целостному прочтению ведущих поэтов-бардов - в монографиях и статьях Б. Асавченко, Ю.А. Андреева, Л.А. Аннинского, В.И. Новикова, В.А. Зайцева, С.И. Кормилова, А.В. Скобелева, С.М. Шаулова и др. В1990 и 200 годы исследование авторской песни, феномен ее творческой направленности приобретает еще более широкий масштаб. Изучение песенной поэзии постепенно входят в сферу академической науки. Это отображается в работах Н.Л. Лейдерма, А.В. Калугина, С.С. Бойко, И.А. Соколовой, Е.И. Жуковой, И.Б. Ничипорова.
Предпосылки к возникновению авторской (бардовской, самодеятельной) песни складывались достаточно давно. Нам неизвестны имена реально существовавших Садко и Баяна, скоморохов и лирников, кобзарей и менестрелей. Но доподлинно известно, что они были, творили, страдали, наверное, иначе и быть не могло. Инструментарий тоже весьма отличался: от лиры Орфея и гуслей Садко до синтезаторов, которые с успехом используют современные барды. Однако и сейчас приятно наблюдать возвращение к далёким корням, что можно пронаблюдать в творчестве Елены Фроловой (гусли) или Виктора Луферова (колёсная лира, колюка, коса и т.п.). Но, так уж суждено было, наибольшую популярность приобрела, конечно же, гитара. Очень интересное наблюдение, что гитара, один из немногих музыкальных инструментов особенно интересующий подростков, как средство общения со сверстниками.
Диагностика сформированности фонематического слуха
С целью изучения особенностей формирования у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией было организовано данное исследование, которое состояло из 3 этапов: 1 этап – констатирующий. На этом этапе проводилось изучение фонематического слуха у дошкольников со стёртой дизартрией. 2 этап – формиру ...
Понятие и сущность фольклора
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке ...
Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха
Обнаружение у ребенка нарушения слуха при рождении или в первые месяцы жизни обычно вызывает у родителей стрессовое состояние, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей дальнейшей жизни. В этой ситуации, как отмечают А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991) ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.