Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно по этому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию. Для этого ведется большая работа по совершенствованию форм и методов контроля. Эта работа всегда связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования, она отражает те или иные изменения, которые происходят в системе обучения математике.
В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки. Контроль успеваемости является составной частью процесса обучения, тесно связанной с другими его звеньями: изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением; он заключается в проверке знаний, умений и навыков учащихся, в систематических наблюдениях за их познавательной деятельностью. Итоги контроля служат основой оценки успеваемости учащихся, которая характеризуется степенью овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебных программ.
Контроль и оценка успеваемости обеспечивают получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, которая получила название внешней обратной связи, а также получение информации самим учеником о его познавательных действиях и их результатах, называемой внутренней обратной связью. Сочетание внешней и внутренней обратной связи имеет важное значение для успешного обучения. Существенным недостатком традиционной системы является ограниченность обратной связи.
Контроль успеваемости, оценка знаний, умений и навыков учащихся имеют обучающее значение. Они способствуют более глубокому обучению учеников, расширению и совершенствованию знаний, умений и навыков. Специфика контроля успеваемости как одной из сторон процесса обучения состоит в том, что он обязательно вызывает активность каждого ученика (в подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий учителя, участии в обсуждении ответов своих товарищей и т.д.).
Проверка овладения изучаемым материалом, связанная с систематическими текущими наблюдениями учителя, оценка успеваемости стимулируют познавательную активность учащихся, вызывают у них чувство удовлетворения, выявляют недостатки в учебной деятельности и имеющиеся проблемы в освоении программы, дают возможность наметить пути их устранения. Вместе с тем контроль и оценка успеваемости оказывают положительное воздействие на развитие памяти и мышления, воспитания воли, привычки к систематическому учебному труду и самоконтролю, повышение ответственности за выполняемую работу.
Комплексное использование всех возможностей контроля и оценки успеваемости учащихся, в конечном счете, направлено на обеспечение высокого качества процесса обучения и подготовки учащихся.
Теорией и практикой обучения установлены педагогические требования к организации контроля и оценке успеваемости учащихся:
1. Индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, по результатам его личной учебной деятельности, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы класса или группы школьников.
2. Систематичность, означающая регулярность проведения контроля успеваемости учащихся на протяжении всего процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной работы и положительное влияние на весь ход учения школьников.
3. Разнообразие форм проведения, способствующее выполнению обучающей и воспитывающей функции контроля успеваемости, повышению интереса учащихся к его проведению и результатам.
4. Всесторонность, охватывающая все разделы учебных программ, знание теоретических положений, практические умения и навыки учащихся.
5. Объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них и искажающее действительное состояние успеваемости. Необъективный подход к контролю успеваемости и оценке успехов учащихся в учении часто служит причиной серьезных осложнений, приводящих к ослаблению авторитета учителя, снижению интереса учащихся к изучению отдельных предметов или обучению в целом, в конечном счете, к снижению успеваемости.
6. Единство требований учителей, осуществляющее контроль успеваемости учащихся в данном классе.
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются текущий, периодический и итоговый контроль.
Текущий контроль успеваемости осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы во время уроков. Ему обычно предшествует ознакомление учителя с успехами учащихся в освоении пройденного материала путем изучения письменных и других работ учащихся, классных журналов, бесед с учителем, которые работали и работают в данном классе, где учителю предстоит работать. Текущий контроль заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, проверка знаний, умений и навыков учащихся, сочетаемой с изучением нового материала, его повторением, закреплением и практическим применением. Этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы над выполнением учебных заданий (классных и домашних) повышению их интереса к учению и чувства ответственности.
Проблема функциональной асимметрии полушарий
Одной из индивидных психологических особенностей человека латеральная организация распределения психических функций между правым и левым полушариями. Эта особенность получила название функциональная асимметрия головного мозга. Функциональная асимметрия и специализация полушарий – уникальная особенн ...
Принципы русской пунктуации
Пунктуация имеет свои принципы, их четыре. 1. Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка – это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главно ...
Роль игры в образовании дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.