Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений, позволяет глубже понять содержание, построение, ритм и другие характеристики музыкальных произведений.
По мнению Зиминой А.Н., музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т.е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
Характеру музыки
Средствам музыкальной выразительности
Форме музыкального произведения
Раскрывая требования о характере музыки, необходимо сказать, что каждое музыкальное произведение имеет свой характер, который выражается всеми средствами музыкальной выразительности. Овладение ими дает возможность занимающимся наиболее полно отразить характер музыки в своих движениях .
Для того чтобы этого добиться, необходим правильный подбор музыкального сопровождения, который не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая гимнастику, должна влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, различных типов памяти.
Эмоциональность занятий повысится, если дети будут заниматься под музыку, доступную их восприятию. Лучше, если это будут детские песни. Однако в каждом случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная, эмоциональная .
Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, как отмечает Ротерс Т.Т., композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности - мелодии, гармонии, ритма, темпа. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.
Среди выше перечисленных средств особое значение для музыкально - ритмического воспитания имеют темп, метроритм, динамика.
Темп - это скорость движения музыкального произведения; метроритм - организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей; динамика - сила (громкость) звучания.
По словам Евстратовой Н.А., ритм, в неразрывной связи со всеми выразительными средствами музыкального произведения отражается в слухо - двигательной реакции ребенка как целостное восприятие музыки. Традиционно музыкально - ритмические движения основной целью имеют активизировать восприятие музыки, ее образов через выразительные движения, привить детям навыки осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные, двигательные и творческие способности.
Для этого необходимо знать средства музыкальной выразительности, уметь их различать и правильно согласовывать движения со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать музыкальный слух. Лишь при этом условии гимнастки могут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями.
Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс, передающий содержание произведения в целом. Например, давая задания на изменение силы движений, надо подбирать такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа. При этом важное значение придается изменениям динамики.
При обучении движениям, согласованным со средствами музыкальной выразительности, трудно рекомендовать определенную последовательность. Однако следует помнить, что все они - темп, метр, ритм, тембр - объединятся мелодией.
Моделирование педагогической практики
Образовательная концепция Развивающего Обучения (основными авторами которой являются Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин) представляет собой целостное теоретическое построение, опирающееся на деятельностный подход в философии и на культурно-историческую концепцию в психологии. Результатом р ...
Педагогическое мастерство учителя – понятие и сущность
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Определенный педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что в любом из них под ...
Понятие и сущность автономного
учреждения
До издания Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений&quo ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.