Образование » Развитие творческих способностей у подростков в условиях клуба авторской песни

Развитие творческих способностей у подростков в условиях клуба авторской песни

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. В сложной и богатой, полной поисков и препятствий человеческой жизни решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, результаты социальной жизни, которые определяют весь облик личности. Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека.

Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Наличие проблем и трудностей - одна из основных характеристик подросткового возраста. Это глобальные вопросы о смысле жизни, своем месте в ней, и повседневные переживания, касающиеся взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, собственной внешности и особенностей личности, поведения досуга и перспектив самореализации.

Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, возникает необходимость развития у подростков способности самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Вместо узкого набора способностей, приобретенных ранее, становится важным, и даже сверх важным, весь набор возможностей личности, вся ее самобытность в сфере досуга и в саморазвитии, которая поможет наиболее полно выразить себя, объединиться с тем, кто разделяет твои мысли и стремления.

Комплексный подход к воспитанию охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам формирования и развития личности. К таковым следует отнести роль самодеятельного творчества, в том числе музыкального, в развитии потенциальных возможностей и способностей детей и подростков.

С возрождением клубов и студий авторской песни, возможности реализации творческих способностей каждого талантливого человека неизмеримо выросли, поскольку потребность выразить свои чувства, мысли и настроения часто проявляются в собственном сочинении песен или оригинальном исполнении песен других авторов. Сегодня молодые люди воспитываются на богатейшем материале авторской песни. Это творчество, по оценке многих специалистов, активно способствует плодотворному формированию личности, ее морально-нравственному, познавательному и эстетическому развитию.

Творения современных бардов, как и песни народные, проходят строгий естественный отбор обществом и временем, когда помнят и исполняют лишь самые лучшие. Множество определений дается произведениям этого жанра: авторская, самодеятельная, гитарная, студенческая, туристическая, песенная поэзия, бардовская песня; и каждое из них отражает какую-то особую грань этого явления. Поэтому уже сегодня можно говорить об авторской песне как о явлении, рассматривая его в разных аспектах: социальном, историческом, общекультурном, искусствоведческом.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ориентация педагогики на взросление подростка, состоит в его дальнейшем развитии, которое определяется компетентностью в преодолении проблем и трудностей, стрессовых нагрузок и способностью быть творческим и конструктивным, когда готовых решений нет. В связи с этим, особое внимание уделяется выявлению сущности развивающего и личностно-ориентированного обучения как концептуальной основы деятельности педагогов в процессе воспитания, способствующего развитию творческих способностей.

Теоретический анализ показывает, что интерес к данной проблеме не ослабевает, а, наоборот, становится более глубоким и осмысленным.

Способность - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. Так, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синкретическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек неб бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

Рассмотрением данной проблемы в музыкальной педагогике и психологии занимались Б. М Теплов, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Б.В. Асафьев, Л.В. Школяр, Е. И Юдина и многие другие.

Теоретическое исследование проблемы потребностей подросткового возраста показало, что стремление к самоутверждению, поиску своего места в мире, творческой самореализации, входят в противоречие с ориентированностью современного образования на получение исключительно знаниевых основ. Столкновение интересов в дальнейшем получении образования и потребностей в личностном развитии требуют решения данной проблемы посредством досуговой деятельности.

Актуальность и практическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы дипломного исследования: "Развитие творческих способностей подростков в условиях клуба авторской песни".

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить психолого-педагогические условия организации музыкально-ориентированной досуговой деятельности подростков, направленной на развитие творческих способностей.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей подростков в условиях дополнительного образования (Дом Детского Творчества "Юность" г. Солнечногорск).

Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий и средств развития творческих способностей подростков в процессе занятий в клубе авторской песни.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие творческих способностей подростков в процессе занятий в клубе авторской песни будут успешными при следующих психолого-педагогических условиях:

соблюдении принципов личностно-ориентированного взаимодействия педагога и воспитанников;

организации творческой среды, которая включает инструментальное обеспечение, продукты творческой деятельности подростков, в разнообразных формах деятельности стимулирующих и побуждающих к музыкально - словесному творчеству;

реализации модели развития творческих способностей подростков на основе принципов гуманного взаимодействия, сотворчества, развития инициативы, действенности.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и оценить ее состояние в практике, изучив педагогический опыт работы в школах и студиях авторской песни.

2. Охарактеризовать психолого-физиологические особенности процесса развития творческих способностей в подростковом возрасте.

3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей подростков.

4. Изучить влияние индивидуально-личностных качеств на творческое развитие в подростковом возрасте в рамках клуба авторской песни.

5. Разработать и апробировать на практике модель развития творческих способностей подростков в условиях клуба авторской песни.

Общей методологической основой исследования являются:

философские труды И. Бродского, П.С. Гуревича, М. Дюфрена, В. Харчевой, В. Лаврененко и др.

основы возрастной педагогики и психологии, изложенные в работах Э. Эриксона, А.С. Белкина, Л.С. Выготского, B. C. Мухиной, Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой,

психолого-педагогические идеи в области теории развития творческих способностей С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Д.Е. Богоявленской, Е.Н. Николаевой, Л.А. Регуш, О. Зельц, Н.В. Рождественской, А.В. Толшина, Д. Гилфорда, Д. Тумрилца, Р. Мея, А.Н. Леонтьева, Н.М. Полуэктова, И.П. Калошина, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского и др.

концепции личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,

теории развития способностей Л.А. Баренбойма, П.П. Блонского, A. M. Матюшкина, С.М. Мальцева, В.Г. Ражникова, Б.М. Теплова, Г. Кеетмана, В. Келлера, К. Роджерса, Б. Хазельбаха, У. Юнгмайра,

концепции креативной педагогики и психологии В.А. Жилина, Е.Л. Гайера, Дж.П. Гилфорда, М. Делласа, Л. Кемплера, П. Эдварде.

труды в области исследования феномена авторской песни

Д. Соколова, В. Климовича, Л. Беленького, Р. Шипова и т.д.

Частная методология исследования представлена работами, обобщающими опыт работы школ и студий авторской песни, В. Ланцберга, С. Цывкиной и В. Цивкина, А. Костромина, Т. Мельник, А. Батуева, Д. Дихтера и Г. Крыловой, Б. Полеводы, Д. Матюшина, М. Петровой.

В процессе решения цели и задач дипломной работы использовался комплекс методов исследования:

Анализ литературы по проблеме исследования.

Обобщение передового педагогического опыта.

Анализ собственного опыта.

Методы эмпирического исследования (наблюдение).

Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент.

Методы математической статистики.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап (2005-2006 гг.):

изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам развития творческих способностей в подростковом возрасте;

изучение психолого-физиологических особенностей развития творческих способностей в подростковом возрасте;

определение исходных позиций исследования: его понятийный аппарат, объект, предмет, цель, задачи;

выдвижение рабочей гипотезы;

разработка методов исследования;

проведение констатирующего этапа эксперимента на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска с использованием эмпирических методов исследования (наблюдение, беседа, тестирование).

2 этап (2006-2007 гг.):

экспериментальная проверка психолого-педагогических условий развития творческих способностей подростков в условиях клуба авторской песни;

определений критериев, показателей и уровня сформированности творческих способностей подростков;

разработка модели развития творческих способностей подростков.

3 этап (2007 г.):

проведение заключительного этапа эксперимента;

обобщение и выводы по результатам опытно-экспериментальной работы;

оформление дипломного исследования.

Исследование осуществлялось на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 12 воспитанников старшего и среднего школьного возраста, 1 педагог. Тестирование проводилось под контролем психолога Т.В. Шкурко Дома детского творчества "Юность" г. Солнечногорска.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью теоретических и эмпирических методов исследования, а также апробацией и внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности.

Похожие публикации:

Методика раскрытия конкретного арифметических действий в начальных классах
В начальном курсе математики арифметические действия над целыми неотрицательными числами является центральной темой. Основная цель изучения этого раздела программы – выработать у учащихся начальных классов умения решать арифметические действия и задачи. Изучение конкретного смысла арифметических де ...

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъе ...

"Я – концепция" творческого саморазвития ученика
Процессы "самости", включая творческое саморазвитие ученика, выстраиванием его концепции вначале не до конца осознаваемой, а со временем все более ясной и отчетливой начинается тогда, когда ученик становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя. Активность процессов само ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru