Образование » Применение технологий развивающего обучения на уроках информатики » Образовательная среда

Образовательная среда

Страница 1

Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);

использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.

разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;

организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.

Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой – позволяет раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учеником, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний, (что может не совпадать с успеваемостью по предмету), фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности и т.п.

Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».

К необходимым, можно отнести следующие:

Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.)

Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений);

Осознанность цели работы и ответственность за результат;

Реализация индивидуальных интересов учащихся;

Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов);

Формирование понятий и организация своих действий на их основе;

Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.);

Демонстрация учителем компетентного поведения.

Конкретизируя эти условия можно определить возможные действия учителя направленные на создание развивающей среды на уроке информатики:

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

Учить понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям;

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания.

Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Психологические особенности развития младших школьников
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации ...

Образовательный сервис в России
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в феде ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладания игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и у ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru