Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:
организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);
использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.
разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;
организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.
Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.
Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой – позволяет раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учеником, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний, (что может не совпадать с успеваемостью по предмету), фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности и т.п.
Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».
К необходимым, можно отнести следующие:
Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.)
Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений);
Осознанность цели работы и ответственность за результат;
Реализация индивидуальных интересов учащихся;
Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов);
Формирование понятий и организация своих действий на их основе;
Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.);
Демонстрация учителем компетентного поведения.
Конкретизируя эти условия можно определить возможные действия учителя направленные на создание развивающей среды на уроке информатики:
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих.
Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
Учить понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям;
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.
Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания.
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.
Отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений
учащихся
Условным отражение оценки является отметка, обычно выраженная в баллах. В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах ...
Развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на в ...
Психические особенности развития навыков самоконтроля
у младших школьников
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешнего контроля снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя контролирующая инстанция - самоконтрол ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.