Развивающий урок, реализуемый с учетом его ценностей, отличается от традиционного урока. Представим более наглядно, чем цели традиционного урока отличаются от нетрадиционных, реализуемых в развивающем уроке.
Таблица. Цели урока
Традиционного |
Развивающего |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков |
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий |
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель |
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми |
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность по определенному руслу |
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки |
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми |
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых |
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Сформулируем кратко основные требования к развивающему уроку информатики.
Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Выделенные общие цели и средства организации развивающего урока, естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Говоря о требованиях к развивающему уроку, следует подчеркнуть, что их изменение, усложнение идут в основном за счет «психологизации» урока, т.е. более активного использования учителем индивидуальных предпочтений учеников. Ведь целью развивающего урока является не столько сообщение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.
Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
Симптоматика кризиса детства не так ярка и демонстративна в сравнении, скажем, с кризисом трех лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С. Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более труд ...
Экспериментальное исследование лексической стороны речи
детей с ОНР
Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормальной речью проводилось в несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, его целью было изучение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошк ...
Система работы с отстающими учащимися
Речь идет только о тех учениках, которые по разным причинам отстают в изучении предметов и хотели бы это отставание преодолеть, при этом встречают заинтересованные отношения родителей. В других случаях когда речь идет о педагогической запущенности, асоциальном поведении и негативном отношении к уче ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.