Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Познавательная деятельность ученика на уроках математики в начальной школе

Познавательная деятельность ученика на уроках математики в начальной школе

Страница 1

Математика – один из обязательных предметов начальных классов. И это не случайно. Признание математики обязательным предметом непосредственно связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества. «Красавицей» называли математику древние индусы, а древние греки – «гимнастикой ума». С развитием науки, культуры и техники значения математики возрастает как в научно-практической деятельности человечества, так и в учебе и воспитании молодежи.

Значение математики как науки и учебного предмета подчёркивали гении человечества. «Никаких человеческих исследований нельзя назвать настоящей наукой, если они не прошли через математические доводы», – говорил Леонардо да Винчи (1452-1519).

В крылатом высказывании М.В. Ломоносова (1711-1765) «А математику еще и потому изучать следует, что она ум толком приводит» четко высказывается роль изучения математики для развития мышления человека.

Д.И. Писарев (1840-1868) подчеркивал воспитательное значение изучения математики: «Математика не только подготовит ученика к изучению естественных наук; она не только научит его мыслить правильно и последовательно; она еще, кроме того, воспитает из него бесстрашного противника, для которого труд и скука становятся двумя понятиями, что взаимно исключаются друг другу».

Развитию математики и математического образования в нашей стране уделяется большое внимание. Но сколько детей может не понять и не любить математику уже в начале своей жизни, ведь изучение математики – труд, и труд нелёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы изучение математики приносило школьнику удовлетворение, радость, возбуждало желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием учатся считать, им всё интересно, они всегда хотят отвечать. Но проходит 3-4 года, и этот интерес постепенно угасает, а в 6-7 классах некоторые ученики вообще не хотят учить математику. Почему от класса к классу падает интерес к математике? Почему ребёнок учит её не потому, что хочет, а потому, что надо? Что должны делать школа и учитель, чтобы интерес к математике не только не падал, а, наоборот, возрастал от года к году?

Уроки математики особенно благоприятны для развития мышления, внимания, памяти и многих других качеств личности.

С.И. Волкова выделяет особенности развития познавательных способностей детей на уроке математике по классам.

Так в 1 классе линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно чётко прослеживается и в действующих учебниках по математике для четырёхлетней начальной школы: в них увеличено число упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся, на умение проводить анализ, сравнивать предлагаемые объекты, фигуры, процессы, подмечать скрытую закономерность.

Приведем пример подобного задания «Найди в приложении фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал. Раздели их на две группы». [Моро, 2006, с.90]. В курс математики начальных классов введены целесообразно подобранные задачи и задания, направленные на развитие познавательных процессов детей.

Во 2 классе в процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.

Например, «Используя числа 10, 9, 1, знаки +, – и скобки, составь различные выражения и найди их значения».

В третьем классе, продолжая и углубляя линии заложенные в первых двух классах выделяются, и свои особенности. Одна из таких особенностей – смещение акцента на усиление роли содержательно-логических заданий для развития мышления учащихся. Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, умение использовать аналогии при выполнении заданий.

Например, «Какое число лишнее? 4, 8, 6, 9, 2, 10».

В четвёртом классе целенаправленные задания на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления, как и в предыдущие годы, тесно связаны с программным материалом по математике.

Методы обучения и приёмы организации учебной деятельности в большей степени, чем ранее, ориентированные на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие познавательных процессов, используются на каждом уроке в течение всего учебного года.

Приводятся примерные задания на развитие и совершенствование внимания; задания на развитие восприятия и воображения; задания на развитие памяти и мышления.

Например, «Покажи, что среди чисел от 1 до 1000 включительно чётных чисел столько же, сколько и нечётных».

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Парадигма образования
Образование – осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса – определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в ...

Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответстви ...

Школьное историческое образование и методика обучения истории в 20-годы
В октябре 1917 был образован Народный комиссариат по просвещению. 9 ноября государственная комиссия по просвещению. А Луначарский и М Покровский стали отрицать положительное значение исторического образования. Вместо гражданской истории предложено изучать историю труда и социологию. На 1 этапе (191 ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru