Математика – один из обязательных предметов начальных классов. И это не случайно. Признание математики обязательным предметом непосредственно связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества. «Красавицей» называли математику древние индусы, а древние греки – «гимнастикой ума». С развитием науки, культуры и техники значения математики возрастает как в научно-практической деятельности человечества, так и в учебе и воспитании молодежи.
Значение математики как науки и учебного предмета подчёркивали гении человечества. «Никаких человеческих исследований нельзя назвать настоящей наукой, если они не прошли через математические доводы», – говорил Леонардо да Винчи (1452-1519).
В крылатом высказывании М.В. Ломоносова (1711-1765) «А математику еще и потому изучать следует, что она ум толком приводит» четко высказывается роль изучения математики для развития мышления человека.
Д.И. Писарев (1840-1868) подчеркивал воспитательное значение изучения математики: «Математика не только подготовит ученика к изучению естественных наук; она не только научит его мыслить правильно и последовательно; она еще, кроме того, воспитает из него бесстрашного противника, для которого труд и скука становятся двумя понятиями, что взаимно исключаются друг другу».
Развитию математики и математического образования в нашей стране уделяется большое внимание. Но сколько детей может не понять и не любить математику уже в начале своей жизни, ведь изучение математики – труд, и труд нелёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы изучение математики приносило школьнику удовлетворение, радость, возбуждало желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием учатся считать, им всё интересно, они всегда хотят отвечать. Но проходит 3-4 года, и этот интерес постепенно угасает, а в 6-7 классах некоторые ученики вообще не хотят учить математику. Почему от класса к классу падает интерес к математике? Почему ребёнок учит её не потому, что хочет, а потому, что надо? Что должны делать школа и учитель, чтобы интерес к математике не только не падал, а, наоборот, возрастал от года к году?
Уроки математики особенно благоприятны для развития мышления, внимания, памяти и многих других качеств личности.
С.И. Волкова выделяет особенности развития познавательных способностей детей на уроке математике по классам.
Так в 1 классе линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно чётко прослеживается и в действующих учебниках по математике для четырёхлетней начальной школы: в них увеличено число упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся, на умение проводить анализ, сравнивать предлагаемые объекты, фигуры, процессы, подмечать скрытую закономерность.
Приведем пример подобного задания «Найди в приложении фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал. Раздели их на две группы». [Моро, 2006, с.90]. В курс математики начальных классов введены целесообразно подобранные задачи и задания, направленные на развитие познавательных процессов детей.
Во 2 классе в процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.
Например, «Используя числа 10, 9, 1, знаки +, – и скобки, составь различные выражения и найди их значения».
В третьем классе, продолжая и углубляя линии заложенные в первых двух классах выделяются, и свои особенности. Одна из таких особенностей – смещение акцента на усиление роли содержательно-логических заданий для развития мышления учащихся. Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, умение использовать аналогии при выполнении заданий.
Например, «Какое число лишнее? 4, 8, 6, 9, 2, 10».
В четвёртом классе целенаправленные задания на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления, как и в предыдущие годы, тесно связаны с программным материалом по математике.
Методы обучения и приёмы организации учебной деятельности в большей степени, чем ранее, ориентированные на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие познавательных процессов, используются на каждом уроке в течение всего учебного года.
Приводятся примерные задания на развитие и совершенствование внимания; задания на развитие восприятия и воображения; задания на развитие памяти и мышления.
Например, «Покажи, что среди чисел от 1 до 1000 включительно чётных чисел столько же, сколько и нечётных».
Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...
Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в
условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...
Коррекция программы по трудовому обучению
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: - воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе); - сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие са ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.