Образование » Развитие творческих способностей у подростков в условиях клуба авторской песни » Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема

Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин "творчество", включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Есть более расширенное определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям.

С этой позиции, весь мир культуры - продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их создателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным, воображением. Огромные пирамиды, величественные храмы, стройные здания, дороги и мосты, дамбы и аэропорты и даже простые табуретки сначала возникли в чьем-то сознании как возможные. Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать, поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

творческая способность подросток песня

Вслед за О. Зельцем Л.С. Выготский выделял два типа деятельности человека: - репродуктивную деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;

творческую деятельность, при которой человек создает то, чего еще никогда не существовало до него.

К сожалению творчество, как наиболее человеческая деятельность пока наименее осмыслено. В целях уточнения основного направления в развитии творческих способностей старших дошкольников следует вычленить профильную для нашего исследования составляющую - творчество.

Еще древнегреческие ученые стремились развивать в своих учениках творческое мышление, предпринимали попытки осмыслить отличие творческих начал человеческого поведения от нетворческих. Но "когда обнаружилось, что экономика нации, государств находится во всевозрастающей зависимости от их интеллектуально-творческих ресурсов, потребность в изучении закономерностей и фактов творческого мышления приобрела необычайную остроту". Гуманисты всех эпох оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно глубоко. "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу", - утверждал Б.В. Асафьев.

Категория "творчество" относится к числу общенаучных понятий, имеющих важное методологическое значение для педагогики. В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, Е.А. Пономарёв, С.Л. Рубин, О.К. Тихомиров), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов). Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и начальной школе (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин).

По типу продукта, который получается в результате созидательной активности, различают творчество художественное, интеллектуальное и техническое. Одно можно только увидеть, другое - только услышать, третье - только прочесть, а четвертое - увидеть, услышать и потрогать, в пятое сесть и перелететь в другой город, а шестое нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать и можно даже не понять. Но все это - воплощенная мечта. Все это некогда было только в воображении творцов, а ныне доступно восприятию всех. Внешне столь несовместимые разновидности художественного, интеллектуального и технического творчества на практике оказываются тесно связанными.

Характеризуя творчество, одна часть исследователей делает акцент на полученном результате, другая - на процессе его получения.

Многие ученые пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий. Выделили три фазы в созидании нового решения: накопление фактов, или опыта, вызревание (или "высиживание") будущего проекта или образа и, наконец, рождение нового. Процесс вызревания представляется наименее ясным, так как происходит преимущественно неосознанно. Внезапность решения отмечается многими. Идея часто приходит в необычное время и в необычном месте.Ф. Шиллер назвал состояние, возникающее в процессе творчества, "неожиданностью души".И. Бродский в Нобелевской лекции сказал: "поэт есть средство существования языка. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто оказывается лучше, чем предполагал".

В силу особенностей функционирования психики человек осознает конечный результат мыслительного процесса, но не в состоянии понять путь, который привел к нему. Сейчас существует множество классификаций творческого процесса и все фиксируют тот факт, что рождение идеи включает как сознательные и рациональные моменты (подготовка, завершение), так и бессознательные, интуитивные (инкубация, озарение), трактуемые как центральное звено творчества.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...

Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение со ...

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru