Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Анализ педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Анализ педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Страница 2

Воспитатель должен помнить, что педагогический анализ - это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня, как никогда, действенен метод убеждения. Необходимо доказать большую рациональность применения других методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения наивысших результатов в воспитании и развитии детей.

Педагогический анализ не сводится только к выявлению недостатков, но помогает найти положительное в работе. Значит, он способствует созданию передового педагогического опыта.

Сложность педагогического анализа заключается в том, что его объектом является человек, следовательно, руководитель должен обладать высокой управленческой культурой. Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу.

Организация педагогического анализа заключается в том, чтобы привлечь воспитателя к анализу своей деятельности, именно к анализу, а не учету. Следовательно, самоанализ деятельности - это один из главных путей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Но самоанализу воспитателя надо учить. В этом и состоит задача руководителя. Самооценка и самоанализ основаны на всестороннем анализе собственной деятельности, являются фактором роста профессиональной зрелости и мастерства воспитателя. При этом роль контроля не снижается. Необходимо повышать его качество, умело соотносить самооценку воспитателя с мнением коллег, администрации, определять на этой основе планы дальнейшего самосовершенствования.

Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство - завышенные.

Большое значение придается внедрению системного подхода к анализу занятий и режимных моментов.

Системный анализ предполагает: выделение в изучаемом объекте характерных для него частей; оценку каждой части, ее роли и места; установление взаимосвязей и взаимозависимостей между частями, соединение их: в единое целое; оценку реального результата наблюдаемого объекта; выводы и предложения по совершенствованию работы педагога.

Для примера рассмотрим схему проведения педагогического анализа в детском саду (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема проведения педагогического анализа в детском саду

Далее рассмотрим формы анализа и самоанализа занятия. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к предмету исследования. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.). Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Принципы воспитания в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах разви ...

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема
Мир, в котором живет современный человек, динамично и радикально изменяется. Эти изменения связаны с преобразованиями в сфере экономики, политики, социальных отношений, культуры и образования. Происходит переоценка ценностей современного общества, утрата нравственных идеалов, на которых раньше восп ...

Исследование эффективности проблемного обучения в старшей группе ДОУ
Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе детского сада №68 «Василек» г. Наб. Челны. Возглавляют ДОУ: Хузина Гульнара Фаритовна – образование высшее; высшая квалификационная категория. Старший воспитатель, Сочнева Людмила Юрьевна – высшее образование; первая квалификационная категор ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru