Образование » Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха » Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха

Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха

Страница 1

Обнаружение у ребенка нарушения слуха при рождении или в первые месяцы жизни обычно вызывает у родителей стрессовое состояние, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей дальнейшей жизни. В этой ситуации, как отмечают А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), В.В. Ткачева (1999), Е.Г. Речицкая (2004) одни родители могут со временем пересмотреть свою жизненную программу, другие же не в состоянии справиться с этим собственными силами. Они либо отказываются от ребенка, либо, оставив его в семье, не могут примириться с его дефектом. Крайним проявлением может быть возникновение чувства потери смысла жизни, в случае нежелания человека пересмотреть свою жизненную концепцию, что может привести к тяжелым невротическим реакциям.

Качественные изменения в семьях, имеющих детей с нарушением слуха, проявляются на нескольких уровнях:

1. Социальный уровень. Семья, после рождения ребенка с проблемами в развитии, сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Также происходят изменения в социально-экономическом плане – у родителей появляются особые, как правило, долговременные материальные потребности, затраты, связанные с лечением, воспитанием и развитием ребенка с проблемами в развитии. Как отмечает А.А. Сагдуллаев (1990), в данной ситуации важно, чтобы семья не замыкалась на своем горе, не уходила в себя, не стеснялась своего ребенка с проблемами в развитии. Так как, сохраняя контакты с обществом, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и формированию у здоровых людей правильного отношения к ребенку с нарушением слуха.

2. Соматический уровень. У матерей ребенка с проблемами в развитии могут наблюдаться различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства из–за переживаний, превышающих уровень переносимых нагрузок, что (Майрамян Р.Ф., 1976; Вишневский В.А., 1985). Стресс, вызванный рождением ребенка с проблемами в развитии, может привести к повышению раздражения и постоянному ощущению внутреннего беспокойства, нарушениям сна и аппетита, к появлению головной боли, колебаниям артериального давления, со временем увеличивающиеся, и к другим отклонениям в состоянии здоровья родителей. У матерей детей с проблемами в развитии достаточно часто можно наблюдать развивающееся невротическое состояние, что неблагоприятно сказывается на ребенке, потому что тревога, беспокойство матери передаются ребенку. В этом случае у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности, при взаимодействии с матерью, что еще более осложняет психическое развитие ребенка. У него могут возникнуть вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.

3. Психологический уровень. Рождение ребенка «не такого как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс оказывает сильное деформирующее влияние на психику родителей и является причиной травмирующего изменения сформировавшихся в семье стереотипов. Обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это объясняется многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей, способностью принять или не принять ребенка с нарушением слуха, комплексом расстройств, характеризующих дефект, воздействием общества при контактах с данной семьей.

М.М. Семаго (1991), Т.Г. Богданова и Н.В. Мазурова (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что все многообразные реакции родителей на рождение ребенка с проблемами в развитии проходят четыре основные фазы психологического осознания данного факта:

– растерянность и страх, при этом родители испытывают неослабевающее чувство вины и оказываются не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию;

- негативизм, отрицание поставленного диагноза, которое является способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги и направлено на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных (медикаментозных) мероприятий;

- депрессия, переходящая в гнев. Это связано с осознанием диагноза и понимания его смысла, в результате родители погружаются в депрессию, в крайних случаях может привести к стремлению изоляции и изменить взаимодействие родителей с другими членами семьи или даже с обществом;

- начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, установление адекватных эмоциональных контактов со специалистами и достаточно разумное поведение в плане следования их советам. Именно на этом этапе, как отмечают Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003), родители принимают дефект, вырабатывают позитивные установки по отношению к себе и ребенку.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
Симптоматика кризиса детства не так ярка и демонстративна в сравнении, скажем, с кризисом трех лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С. Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более труд ...

Методика изучения личности подростка и его ближайшего окружения
Протокол № № вопросов Баллы % Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 3 3 2 4 3 4 2 4 3 3 2 3 3 3 3 45 58 сред 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 3 2 3 1 1 2 28 36 низк 3 2 3 2 2 2 3 1 1 1 2 2 1 3 2 1 26 34 низк Методика изучения личности подростка. 1. Как ты учишься? Отлично (5), хорошо (4), средне (3), сл ...

Система образования во Франции
Образование во Франции считается одним из приоритетных направлений политики государства. На его нужды расходуется более 20% бюджетных средств. Иностранные студенты могут учиться в государственном университете на тех же условиях, что и граждане страны, то есть за символическую плату. Франция — стран ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru