Образование » Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха » Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха

Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха

Страница 2

Как отмечают в своих работах Е.И. Исенина (1996), В.М. Рахманов (1992), Н. Балканска (2001), Е.Г. Речицкая (2004), чувства родителей, проявляющиеся в процессе осознания и принятия проблемы ребенка, в своем развитии проходят несколько стадий: 1 стадия – шок, 2 стадия – понимание, 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие дефекта», 5 стадия – конструктивные действия.

Стадия шока характеризуется сильными отрицательными эмоциями, которые испытывают родители при обнаружении нарушения слуха у ребенка. За шоком приходит депрессия.

После того как шок прошел, наступает стадия «понимания» – родители начинают осознавать диагноз: ребенок никогда не будет таким как другие, он отделим от общества своим «особым» состоянием. У родителей возникает страх, как будут реагировать на ребенка с проблемами развития другие люди, что приводит к возникновению чувства вины у родителей, разочарование, фрустрация, стыд, боль – это реакции, типичные для 48% родителей детей с проблемами в развитии.

Стадию «понимания» сменяет «защитное отрицание». Отрицание здесь представлено, как своеобразный способ устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Родители, как отмечают З.А. Пономарева, Е.Т. Логинова (1997), не верят заключению специалистов о нецелесообразности лечения или невозможности восстановить нарушенные функции, продолжают тратить свои силы и средства на поиск врачей, новых подходов в лечении, при этом проходит время для успешного коррекционного обучения. Многие родители откладывают начало воспитательной работы, считая, что с возрастом ребенок разовьется и с ним будет легче заниматься. В итоге к наличию дефекта присоединяется педагогическая запущенность, что усложняет развитие, воспитание и обучение. Но со временем, с помощью специалистов или самостоятельно родители принимают ситуацию, прекращают обвинять себя и других, выходят из стадии горя, «защитного отрицания».

Наступает стадия «принятия дефекта» ребенка. Родители признают, что ребенок с отклонениями в развитии – это вызов судьбы, который они должны встретить мужественно, собрать все имеющиеся силы, чтобы малыш не чувствовал себя обиженным и неполноценным.

Стадия конструктивных действий характеризуется реализмом оценки ситуации и оптимизмом относительно будущего. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняют жизненные ценности. В жизни родителей появляется новая важная цель – воспитать ребенка с проблемами в развитии так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью, то есть родители работают над будущим своего ребенка. Они начинают работать со специалистами, включаются в процесс абилитации.

Таким образом, чувства родителей при рождении ребенка с нарушением слуха проходят ряд стадий: от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения. Причем, стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие. (Речицкая Е.Г., 2004). Н. Балканска (2001) указывает на то, что процесс адаптации у родителей не так очевидно разделен на этапы и наблюдаются определенные различия в процессе адаптации, которые обусловлены индивидуальными особенностями личности родителей. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991) отмечают, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, а в определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой. Поэтому, семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, необходимы постоянная психологическая помощь и поддержка как со стороны специалистов, так и со стороны окружающих.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Разработка занятия по обучению расчету стоимости дополнительных платных образовательных услуг
В методическом разделе мы осуществим разработку семинара для руководителей ДОУ по обучению расчета стоимости платных образовательных услуг. Цели занятия: обучить вычислению стоимости дополнительных услуг, пояснить особенности данных расчетов; выявить сложности и потенциальные ошибки во избежание их ...

Чтение как вид речевой деятельности
В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный си-туацией общения процесс передачи или приема сообщения. Следовательно, речь – это язык в дей ...

Современные модели концепции содержания образования
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других к ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru