Образование » Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха » Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха

Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха

Страница 2

Как отмечают в своих работах Е.И. Исенина (1996), В.М. Рахманов (1992), Н. Балканска (2001), Е.Г. Речицкая (2004), чувства родителей, проявляющиеся в процессе осознания и принятия проблемы ребенка, в своем развитии проходят несколько стадий: 1 стадия – шок, 2 стадия – понимание, 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие дефекта», 5 стадия – конструктивные действия.

Стадия шока характеризуется сильными отрицательными эмоциями, которые испытывают родители при обнаружении нарушения слуха у ребенка. За шоком приходит депрессия.

После того как шок прошел, наступает стадия «понимания» – родители начинают осознавать диагноз: ребенок никогда не будет таким как другие, он отделим от общества своим «особым» состоянием. У родителей возникает страх, как будут реагировать на ребенка с проблемами развития другие люди, что приводит к возникновению чувства вины у родителей, разочарование, фрустрация, стыд, боль – это реакции, типичные для 48% родителей детей с проблемами в развитии.

Стадию «понимания» сменяет «защитное отрицание». Отрицание здесь представлено, как своеобразный способ устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Родители, как отмечают З.А. Пономарева, Е.Т. Логинова (1997), не верят заключению специалистов о нецелесообразности лечения или невозможности восстановить нарушенные функции, продолжают тратить свои силы и средства на поиск врачей, новых подходов в лечении, при этом проходит время для успешного коррекционного обучения. Многие родители откладывают начало воспитательной работы, считая, что с возрастом ребенок разовьется и с ним будет легче заниматься. В итоге к наличию дефекта присоединяется педагогическая запущенность, что усложняет развитие, воспитание и обучение. Но со временем, с помощью специалистов или самостоятельно родители принимают ситуацию, прекращают обвинять себя и других, выходят из стадии горя, «защитного отрицания».

Наступает стадия «принятия дефекта» ребенка. Родители признают, что ребенок с отклонениями в развитии – это вызов судьбы, который они должны встретить мужественно, собрать все имеющиеся силы, чтобы малыш не чувствовал себя обиженным и неполноценным.

Стадия конструктивных действий характеризуется реализмом оценки ситуации и оптимизмом относительно будущего. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняют жизненные ценности. В жизни родителей появляется новая важная цель – воспитать ребенка с проблемами в развитии так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью, то есть родители работают над будущим своего ребенка. Они начинают работать со специалистами, включаются в процесс абилитации.

Таким образом, чувства родителей при рождении ребенка с нарушением слуха проходят ряд стадий: от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения. Причем, стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие. (Речицкая Е.Г., 2004). Н. Балканска (2001) указывает на то, что процесс адаптации у родителей не так очевидно разделен на этапы и наблюдаются определенные различия в процессе адаптации, которые обусловлены индивидуальными особенностями личности родителей. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991) отмечают, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, а в определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой. Поэтому, семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, необходимы постоянная психологическая помощь и поддержка как со стороны специалистов, так и со стороны окружающих.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Исследование экологических представлений дошкольников по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Программа экологического воспитания в детском саду состоит из 10-ти блоков и 18-ти дидактических игр (См. приложение №1). Мы предположили, что занятия по данной программе, с использованием сенсорных эталонов, благотворно влияет на экологическую воспитанность. И провели экспериментальное исследовани ...

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные ...

Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru