Как отмечают в своих работах Е.И. Исенина (1996), В.М. Рахманов (1992), Н. Балканска (2001), Е.Г. Речицкая (2004), чувства родителей, проявляющиеся в процессе осознания и принятия проблемы ребенка, в своем развитии проходят несколько стадий: 1 стадия – шок, 2 стадия – понимание, 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие дефекта», 5 стадия – конструктивные действия.
Стадия шока характеризуется сильными отрицательными эмоциями, которые испытывают родители при обнаружении нарушения слуха у ребенка. За шоком приходит депрессия.
После того как шок прошел, наступает стадия «понимания» – родители начинают осознавать диагноз: ребенок никогда не будет таким как другие, он отделим от общества своим «особым» состоянием. У родителей возникает страх, как будут реагировать на ребенка с проблемами развития другие люди, что приводит к возникновению чувства вины у родителей, разочарование, фрустрация, стыд, боль – это реакции, типичные для 48% родителей детей с проблемами в развитии.
Стадию «понимания» сменяет «защитное отрицание». Отрицание здесь представлено, как своеобразный способ устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Родители, как отмечают З.А. Пономарева, Е.Т. Логинова (1997), не верят заключению специалистов о нецелесообразности лечения или невозможности восстановить нарушенные функции, продолжают тратить свои силы и средства на поиск врачей, новых подходов в лечении, при этом проходит время для успешного коррекционного обучения. Многие родители откладывают начало воспитательной работы, считая, что с возрастом ребенок разовьется и с ним будет легче заниматься. В итоге к наличию дефекта присоединяется педагогическая запущенность, что усложняет развитие, воспитание и обучение. Но со временем, с помощью специалистов или самостоятельно родители принимают ситуацию, прекращают обвинять себя и других, выходят из стадии горя, «защитного отрицания».
Наступает стадия «принятия дефекта» ребенка. Родители признают, что ребенок с отклонениями в развитии – это вызов судьбы, который они должны встретить мужественно, собрать все имеющиеся силы, чтобы малыш не чувствовал себя обиженным и неполноценным.
Стадия конструктивных действий характеризуется реализмом оценки ситуации и оптимизмом относительно будущего. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняют жизненные ценности. В жизни родителей появляется новая важная цель – воспитать ребенка с проблемами в развитии так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью, то есть родители работают над будущим своего ребенка. Они начинают работать со специалистами, включаются в процесс абилитации.
Таким образом, чувства родителей при рождении ребенка с нарушением слуха проходят ряд стадий: от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения. Причем, стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие. (Речицкая Е.Г., 2004). Н. Балканска (2001) указывает на то, что процесс адаптации у родителей не так очевидно разделен на этапы и наблюдаются определенные различия в процессе адаптации, которые обусловлены индивидуальными особенностями личности родителей. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991) отмечают, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, а в определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой. Поэтому, семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, необходимы постоянная психологическая помощь и поддержка как со стороны специалистов, так и со стороны окружающих.
Образовательная среда
Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая: организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ...
Муниципальное бюджетное учреждение «культурно-досуговоеобъединение «Праздник»
как учреждение культуры нового типа
Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи в рамках дипломного исследования проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения «культурно-досуговое объединение «праздник» (далее по тексту мбу кдо «праздник») мариинского района кемеровской области. МБУ КДО «Праздник» учре ...
Проявления функциональной доминантности полушарий
При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку инф ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.