Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыков, выработки хорошего художественного вкуса. Народные мастера достаточно тонко и точно понимали психику ребенка и подростка, четко и продуманно учитывали ее особенности и индивидуальные свойства при выборе способов и методов приобщения детей и подростков как к труду, так и к непосредственной творческой деятельности. Процесс создания художественно-декоративных изделий приравнивался по своей значимости к любому созидательному или ратному труду. Мастера, украшающего оружие, уважали и почитали отнюдь не меньше, чем воина, поднявшего это оружие на защиту Родины.
До сего дня в таких всемирно известных центрах народного декоративного искусства Дагестана как с. Балхар, с. Кубачи, с. Унцукуль, г. Дербент и др. можно констатировать, что мастер- ремесленник, изготовляющий декоративно украшенные предметы быта или ювелирные изделия, пользуется никак не меньшим, если не большим уважением и почетом, чем землевладелец, педагог, механизатор, инженер и т. д.
Процесс обучения народным мастером своих учеников- детей и подростков - строился на простом и действенном принципе: это последовательное развитие наблюдательности, правильная « постановки руки», обучение техническому мастерству с обязательным стремлением сохранить и развить индивидуальность каждого конкретного ученика. Важно отметить, что мастера, как правило, вводили в процесс обучения элемент игры, что, во-первых, делало его менее утомительным, а во- вторых, придавало обучению своего рода соревновательность, азарт, столь свойственный детскому и подростковому возрасту. Таким образом, детей и подростков приобщали к искусству, к творческой работе отнюдь не в разрез их интересам и потребностям.
Нельзя забывать и о том, что процесс обучения проходил в локальной, достаточно замкнутой общественно- социальной структуре (селение, аул), где весьма действенным фактором как нравственного, так и трудового воспитания было общественное мнение. Мастер пользовался почетом и уважением, лентяй, неумеха подвергался осмеянию и не мог рассчитывать занять сколько-нибудь достойное место в обществе.
Этот беглый обзор традиционно сложившихся в Республике Дагестан путей и методов приобщения детей и подростков к народным эстетическим и этическим идеалам, практической художественной деятельности позволяет, на наш взгляд, прийти к естественному выводу, что обращение к опыту народной педагогики, без всякого сомнения, значительно обогатит комплекс обучающих приемов современного педагога любого уровня - от детского сада до высшего учебного заведения.
Вместе с тем особо хотелось бы подчеркнуть, что существует большое количество монографий о признанных мастерах классического изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Репродукции их работ растиражированы в огромном количестве, даже порой утрачивая заложенный в подлиннике эстетический потенциал. К сожалению, творения народных художников известны лишь сравнительно ограниченному кругу людей, что, естественно, умаляет их воспитательное и обучающее значение. Считаем, что до сих пор не в должной степени освещен и освещается как в печати, так и в других средствах массовой информации- богатейший художественный багаж предшествующих поколений. В значительной мере этот упрек можно отнести и к средней общеобразовательной школе. Между тем произведения народных мастеров можно смело приравнивать к работам общеизвестных классиков.
Что и как преподаватель может использовать из богатейшего арсенала родной педагогики (конкретно - творчества народных мастеров) в художеств! ном образовании и эстетическом воспитании школьников?
Во-первых, он должен четко определить, что включает в себя обучающий потенциал народной педагогики.
Во-вторых, понять, какие формы, методы и приемы обучения народный мастер использовал в процессе обучения. Важно при этом учитывать, какую технику и связанную с ней технологию и инструментарий использовал мастер практической работе.
В-третьих, какие наглядные средства использовал учитель в обучении подрастающего поколения с учетом преемственности позитивных традиций.
В-четвертых, понять, как народный мастер (учитель) учитывал творческий потенциал ребенка с дифференциацией по половому признаку и изначальному опыту.
Прежде всего, в обучающий потенциал народного мастера входит многолетний опыт поколений, базирующийся на экономических и эстетических потребностях общества.
В педагогическом плане основополагающими формами и методами служили наглядный показ и объяснение. В качестве наглядных пособий в обучении мастерству использовались, в основном, образцы изделий народных мастеров. При этом важным обучающим фактором служило объяснение объективных природных закономерностей.
Причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению
у детей дошкольного возраста и особенности его проявления
Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому ...
Характеристика типов семенных отношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допуст ...
Практическое решение проблемы творческого саморазвития личности школьника в
учреждении дополнительного образования саморазвивающийся
Творческое саморазвитие личности имеет множество приемов, факторов и условий, но механизм саморазвития срабатывает и тогда, когда мы ведем внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открываем в себе возможности для самосовершенствования, выходим на новый, более высок ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.