Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с его инертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитая способность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложняют овладение педагогической профессией.
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, доступных любому думающему специалисту, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.
Среди неэкспериментальных методов главный – наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, выделении поведенческих признаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений за данным человеком, проведенных в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции или кружка.
Наблюдение за проявлением основных свойств внимания облегчает использование так называемых «жизненных показателей» – тех особенностей деятельности и поведения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства.
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его внимание заметно снижается?
Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?
Может ли ученик долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстро отвлекается?
Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах – в начале их, в конце или распределены равномерно?
Нравится или раздражает длительная напряженная работа?
Для получения характеристики концентрации внимания можно использовать следующие вопросы:
Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекается?
Часто ли встречаются ошибки «из за невнимательности» в письменных работах или при выполнении домашних заданий?
Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски, особенно если в классе стоит шум?
Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?
Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не вызывает ли она раздражения?
Об особенностях распределения внимания судят по ответам на следующие вопросы:
Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п.?
Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или, наоборот, доставляет удовлетворение, делает жизнь насыщеннее и интереснее?
В театре или в кино внимание ученика приковано только к действиям героя или же ему удается заметить значительное количество второстепенных для развития сюжета деталей?
Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительные разъяснения и беглые замечания преподавателей?
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по следующим признакам:
Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?
Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или же ему дается это с большим трудом?
Легко ли замечает появление новых деталей окружающей обстановки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств?
Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что время работы истекло?
Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации и состояния человека, его отношения к работе, учителю. Они будут показательными лишь в том случае, если встречаются у школьника достаточно часто. Кроме того, внешние проявления внимания бывают обманчивы. Например, в классе стоит полная тишина и учитель думает, что все его внимательно слушают, а ученики дружно подсчитывают, сколько раз он употребит на уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учителю кажется, что ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, рисуя что-то на листе бумаги или крутя в руках карандаш, и это дело только помогает ему сосредоточиться.
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Создание условий для повышения познавательной активности
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательных и доверительных отношений между детьми и педагогом (см. 2. Использование занимательных аналогов. Пример 1. Объект лепки сравнивается с аналогичными натуральными предметами (либо их изображениями). Например: фрукты, овощи, цветы, дерев ...
Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х
классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка. Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постанов ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.