В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста.
База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-экспериментальная работа включала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, выявлялось исходное состояние мышц речевого аппарата. На втором этапе осуществлялся формирующих эксперимент, проводилась апробация методики использования логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами. На третьем этапе проводилась контрольная диагностика, анализировались результаты проделанной работы.
Нами были взяты 8детей старшей группы с дизартрическими расстройствами. Все дети испытывают трудности в нарушении произносительной стороны речи, обусловленные нарушением иннервации речевой мускулатуры. Далее нами подобраны диагностические методики. Обследование проводилось совместно невропатологом по следующим направлениям:
I.Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата
II.Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике
III.Исследование состояния тонуса мышц непроизвольной и произвольно артикуляционной моторики: лицевой, губной, язычной мускулатуры:
-Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата
-Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.
IV Состояние звукопроизношения
Далее проводилось основное исследование, результаты которого будут представлены ниже:
I. Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом мы определяли, насколько их строение соответствует норме.
- Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма):
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма):
- Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)
- Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)
- Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)
- Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)
- Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону
- Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, норма)
По итогам обследования строения артикуляционного аппарата мы сделали вывод, что у 25% всех дошкольников (2 чел.) отмечаются небольшие отклонения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, нарушение прикуса), у 75% детей (6 чел.) нет отклонений в строении.
II. Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике
Прием |
Содержание заданий |
Характер выполнения |
1 |
2 |
3 |
1.Исследование объема и качества движений мышц лба |
а) нахмурить брови; б) поднять брови; в) наморщить лоб |
Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается |
2. Исследование объема и качества движений глаз |
а) легко сомкнуть веки; б) плотно сомкнуть веки; в) закрыть правый глаз, затем левый; г) подмигнуть |
Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения |
3.Исследование объема и качества движений мышц щек |
а) надуть левую щеку; б) надуть правую щеку; в) надуть обе щеки одновременно |
Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека |
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз |
Выразить мимикой лица а) удивление; б) радость; в) испуг; г) грусть; д) сердитое лицо |
Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая |
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции |
а) свист; б) поцелуй; в) улыбка; г) оскал; д) плевок; е) цоканье |
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается |
Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей
Проблемы музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с ...
Цель, задачи, методика констатирующего
педагогического эксперимента
Цель констатирующего педагогического эксперимента: определить готовность детей и воспитателей к непредметному рисованию с целью развития творчества детей. Задачи, при помощи которых достигалась цель: Выявить условия и возможности обучения детей старшего дошкольного возраста созданию непредметных об ...
Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими
расстройствами дошкольного возраста
В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-эк ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.