Образование » Логопедический массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста » Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста

Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста

Страница 1

В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста.

База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-экспериментальная работа включала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, выявлялось исходное состояние мышц речевого аппарата. На втором этапе осуществлялся формирующих эксперимент, проводилась апробация методики использования логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами. На третьем этапе проводилась контрольная диагностика, анализировались результаты проделанной работы.

Нами были взяты 8детей старшей группы с дизартрическими расстройствами. Все дети испытывают трудности в нарушении произносительной стороны речи, обусловленные нарушением иннервации речевой мускулатуры. Далее нами подобраны диагностические методики. Обследование проводилось совместно невропатологом по следующим направлениям:

I.Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата

II.Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике

III.Исследование состояния тонуса мышц непроизвольной и произвольно артикуляционной моторики: лицевой, губной, язычной мускулатуры:

-Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

-Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

IV Состояние звукопроизношения

Далее проводилось основное исследование, результаты которого будут представлены ниже:

I. Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом мы определяли, насколько их строение соответствует норме.

- Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма):

- Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма):

- Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

- Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

- Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

- Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

- Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

- Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, норма)

По итогам обследования строения артикуляционного аппарата мы сделали вывод, что у 25% всех дошкольников (2 чел.) отмечаются небольшие отклонения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, нарушение прикуса), у 75% детей (6 чел.) нет отклонений в строении.

II. Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике

Прием

Содержание заданий

Характер выполнения

1

2

3

1.Исследование объема и качества движений мышц лба

а) нахмурить брови;

б) поднять брови;

в) наморщить лоб

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

2. Исследование объема и качества движений глаз

а) легко сомкнуть веки;

б) плотно сомкнуть веки;

в) закрыть правый глаз, затем левый;

г) подмигнуть

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

3.Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку;

б) надуть правую щеку;

в) надуть обе щеки одновременно

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Выразить мимикой лица

а) удивление;

б) радость;

в) испуг;

г) грусть;

д) сердитое лицо

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

а) свист;

б) поцелуй;

в) улыбка;

г) оскал;

д) плевок;

е) цоканье

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Педагогические условия и уровни формирования толерантности у младших школьников
Согласно данным исследований, провидимых в различных институтах наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессив ...

Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая характеристика
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении . М.М. Безрук ...

Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества
Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей опре ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru