Образование » Логопедический массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста

Логопедический массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как в последние годы резко увеличился процент детей с речевой патологией обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. В настоящее время возросло признание эффективности логопедического массажа специалистами, занимающимися тяжелыми речевыми дефектами, такими как дизартрия.

В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются пока недостаточно.

Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Необходимость мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%-36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь нервной (Г.В. Яцык).

Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода.

Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи.

Дизартрия - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Дизартрия относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова, имеет комплексный характер и требует систематических занятий с логопедом. При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так экспрессивной речи. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции дизартрии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.

Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

– стимуляция положительных кинестезии;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Цель исследования – разработка комплексов логопедического массажа в практике коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.

Объект исследования – процесс коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.

Предмет исследования - логопедический массаж в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.

Гипотеза исследования: коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами будет более эффективной при условии если: в коррекционной работе с детьми с дизартрическими расстройствами систематически использовать логопедический массаж.

Задачи исследования:

Изучение состояния данной проблемы на современном этапе.

Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста;

Разработка комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми с дизартрическими расстройствами.

Апробирование методов и приемов логопедического массажа.

Противоречия - между освещенностью данной проблемы в литературе и использования практики массажа в логопедической работе специалистов.

Методологические основы исследования- учения по дизартрии и массажа в науке.

Методы исследования – беседа, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования - проанализированы все существующие методики коррекции дизартрии и выявлены более эффективные методики проведения логопедического массажа.

Практическая значимость исследования - предложенная методика проведения логопедического массажа может быть полезна как педагогам работающим с детьми с дизартрическими нарушениями так и для специалистов работающих с другими нарушениями.

Структура квалификационной работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы

Эксперимент проводился на базе МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие 8 детей старшей группы.

Похожие публикации:

Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...

Психолого-педагогические особенности формирования алгоритмических умений тождественных преобразований
Это период ранней юности - период жизни и развития человека от 16 до 18 лет. Как правило, к концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время дальнейшего физического развития. Замет ...

Возможности использования дистанционных технологий на уроках информатики
Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а так ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru