В данном параграфе остановимся на основных проблемах, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией.
Выделяют 2 этапа логопедического воздействия при дизартрии:
- подготовительный этап, куда входит логопедический массаж.
- этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков.
Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелы речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающе речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной часть комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируют такое речевое расстройство, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Массаж при спастической форме дизартрии
Его цель улучшить сократительную функцию отделов мышечных групп; улучшить кровообращение, вызвать капиллярную гиперемию, повысить рецептурную активность. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейны позвонков на задней поверхности. Поглаживающие движения производить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. Закончить легким плоскостным поглаживанием от подбородка к височным впадинам.
Приемы разминания и вибрации при спастической форме дизартрии используются, так как они провоцируют нарастание мышечного тонус. Цель - расслабить мышцы артикулярного аппарата. При спастическом синдроме полезны растирания одним пальцем в местах выхода нерве (точечный массаж К. Семеновой). Проводить массаж нужно осторожно, хорошо зная анатомию мышц. Не зная точного, адресата, нельзя достигну желаемого эффекта. Массаж проводится теплыми руками, с коротко остриженными ногтями Украшения необходимо снять. Массаж должен вызывать у ребенка только положительные эмоции.
Массаж при гиперкинетической форме дизартрии
Все приемы массажа проводятся на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, назначаемого врачом.
Характер и деятельность массажа обязательно должны продумывать строго индивидуально. Наибольший эффект достигается при включении элементов коррекционной дыхательной гимнастики до массажа и меж отдельными приемами.
Кожа массируемой поверхности должна быть сухой и чистой. Массаж ограничивают легким поверхностным поглаживанием мышц затылка, плечевого пояса, груди, боковых мышц туловища по ходу лимфатических сосудов.
Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы с детьми с дизартрическими расстройствами
Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий укрепляющий массаж.
На этапе формирования первичных коммуникативно-произносительных навыков применяют расслабляющий массаж мышц лица.
Вторым направлением расслабляющего массажа лица являет движение от бровей к волосистой части головы.
Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.
Затем приступают к расслаблению мышц губ.
Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...
Особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста
Один из самых важных моментов в развитии личности школьника – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У младшего школьника возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьм ...
Возрастание особенностей физического развития и
физической подготовленности детей школьного
возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.