В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др. В этих работах показано, что решение воспитательных задач зависит от творческого подхода педагога к их решению и при условии умелого использования научно-обоснованных методов педагогического воздействия.
В психолого-педагогической науке выделены два основных вида педагогического воздействия - прямое (открытое) и косвенное (прием воздействия через референтное лицо).
Влияние, оказываемое учителем на школьников, различается по своему характеру, по направленности. В социальной и педагогической психологии в первую очередь выделяют целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога.
На определяющую роль педагога указывал и В.А. Сухомлинский: «…мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя».
Академиками РАО В. А. Сластениным и В. Л. Матросовым были определены черты современного учителя:
высокая гражданская активность и социальная ответственность;
любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое
сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и
умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-
педагогического мышления;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к
нему;
физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Все эти качества нового учителя несомненно относятся и к профессии учителя-музыканта.
В школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем-музыкантом, профессионалом. Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки можно представить в виде следующей таблицы:
Из данной таблицы видно, какими многочисленными необходимыми способностями должен обладать современный учитель музыки.
Для профессиональной деятельности в школе необходимы:
способность к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов уроков музыки и внеклассных форм работы;
способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи,
мимикой, жестом, пластикой;
способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся
посредством коллективных форм деятельности (хорового пения,
игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
способность к общению с учащимися, сотрудничеству;
способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;
способность объяснять, передавать знания, обучать;
способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия с учениками в педагогической деятельности;
способность к творчеству, импровизации;
способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии.
Все блоки формирования личности учителя, составляющие его музыкально-педагогическое мастерство, представляют систему, куда укладываются все вопросы профессиограммы. Профессио-грамма учителя музыки — это его квалификационная характеристика, которая является главным документом, требованием и руководством в работе. От выполнения этого руководства будет зависеть уровень деятельности преподавателя музыки в школе.
Поскольку работа учителя в общеобразовательной школе требует целого комплекса профессиональных качеств и складывается из ряда довольно сложных по своей структуре компонентов, целесообразно особое внимание обратить на подготовку учителя к индивидуальной работе с детьми и к осуществлению им внеклассной работы, ибо эти вопросы его профессиональной деятельности почти не освещены в литературе (в то время, как теоретические и методические основы урока музыки в полном объеме разработаны Д. Б. Кабалевским, Э. Б. Абдуллиным, А. Е. Трушиным). Кроме того, в данной работе, наряду с анализом всего объема знаний, умений и навыков учителя музыки, акцент ставится на его исполнительской культуре. Обусловлено это следующим:
1. В связи с введением новой программы по музыке возросла роль учителя как музыканта в широком значении этого слова—не просто объяснять, давать детям теоретические знания, а учить самой музыкой; не только говорить, а уметь подкреплять свои слова исполнением соответствующих произведений; не давать готовые схемы, образцы вопросов или ответов, а спрашивать и отвечать при помощи музыки в собственном исполнении. Стало быть, учитель должен хорошо владеть инструментом.
Характеристика и содержание
организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке
учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...
Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...
Организация и методика работы влияния самооценки на статусное положение
ребенка в группе
Данная работа проводилось во 2 классе. Работа проводилась в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 2 – го класса МОУ Басковской ООШ, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 4 человек: ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.