Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

Современное информационное поле нашего общества настолько развилось и расширилось, что изменило и усложнило не только содержание образования. Это повлекло за собой изменение организации образования: структуры, продолжительности, парадигмы. В этих условиях значительно меняется и роль учителя как часто первого и основного источника информации. Учителю все чаще приходиться выполнять роль организатора, выполняя задачи не только (не столько) образования, но и проводить большую работу по социализации, адаптации, коррекции поведения и т.д. Все это настоятельно требует соответствующей подготовки будущего учителя. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что новые функции педагога (в школе и вне школы) требуют от него основательной психологической подготовки, психологического обеспечения рациональной организации его многофункционального, многоаспектного труда.

kraken17.at-org.com, dark known

Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Современному обществу небезразлично, какими художественными вкусами руководствуется наше молодое поколение при восприятии, оценке и отборе произведений искусства.

- Сформировать художественные вкусы, выработать у молодежи активную жизненную позицию, — задача всей системы эстетического воспитания.

Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности.

Когда мы говорим о квалификации учителя музыки, то должны учитывать следующее: 1) какую подготовку он имеет; 2) отвечает ли эта подготовка современным требованиям; 3) занимается ли он самообразованием, то есть углубляет ли свои профессиональные знания и умения.

Подготовка учителей музыки для работы в общеобразовательных школах проводится в педагогических институтах на музыкально-педагогических факультетах. Кроме того, на заочных и вечерних отделениях этих же факультетов работающие учителя повышают свою квалификацию. Подготовка учителей музыки осуществляется и на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ и в музыкально-педагогических училищах.

Педагогический вуз, выполняя задачу воспроизводства кадров, самым активным образом участвует в совершенствовании социальной структуры общества, обеспечивает пополнение его интеллигенцией. Основное внимание в подготовке высоко квалифицированного специалиста педвуз должен уделять формированию у студентов психологической готовности к специальности, педагогических способностей, с которыми связано освоение профессии. Готовность выпускников к профессиональному труду – один из основных показателей работы вуза.

Уровень подготовки учителя, еще вчера удовлетворяющий школу и общество, сегодня уже вызывает критическую оценку, стимулирующую поиск иных, более эффективных путей, содействующих профессиональному становлению молодого педагога.

Передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, учитель творит личность. В этом великий социальный и гуманистический смысл педагогической профессии. И от того как подготовлен молодой учитель, какова его личность и способности, как складывается начало его профессиональной деятельности, во многом зависит будущее нашего общества.

Соответствие педагога к своей профессии определяет, также, его личностная готовность к педагогической деятельности – мировоззренческую зрелость человека, широкую компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности.

Также важным является включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение, что предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, получать удовольствие от общения.

Естественно, что только полное совпадение этих индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее эффективность.

Цель данной работы изучить особенности и качества личности учителя музыки.

Объект исследования: личностные особенности и качества учителя музыки.

Предмет исследования: развитие качеств личности учителя музыки в условиях профессионального обучения.

Гипотеза исследования: Формирование качеств личности учителя музыки происходит в процессе профессионального обучения.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ особенностей и качеств личности учителя музыки.

2. Подбор методик и диагностика личности учителя музыки.

3. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности в процессе профессионального обучения.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский).

Теоретическую основу исследования сроставили: теории и концепции личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.в. Петровский), концепции деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). А также положения психологии об отношениях в системе сознательных связей личности с окружающей действительностью (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев).

Методы исследования: общенаучные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование), собственно психологические (психодиагностические методы, интервью, ранжирование, контакт-анализ), методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Особое место в исследовании занимает экспериментальная и опытная работа, основными этапами которой явились: выявление степени подготовленности студентов к педагогическому труду; выявление и формулирование психологических основ формирования готовности студентов к рациональной организации педагогического труда; организация самостоятельной, творческой деятельности студентов.

Похожие публикации:

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Развитие способностей школьников
В музыкальной педагогике накоплен большой отечественный и зарубежный опыт развития музыкальных способностей младших школьников. Обратимся в своем исследовании к опыту развития музыкальных способностей таких видных педагогов-музыкантов как Карл Орф, В.С. Попов, Л.Г. Дмитриева и др. Особое внимание з ...

Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей
Проблемы музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru