Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Способности и профессионально-важные качества учителя музыки

Способности и профессионально-важные качества учителя музыки

Страница 1

В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется синтез его личных качеств, способностей, знаний, умений и навыков. В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт, как направленность, сформированность ряда эмоционально-волевых и моральных качеств (целеустремленности, чувства долга и ответственности) и педагогической направленности, проявляющиеся в любви и преданности выбранной профессии.

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся деятельности и являющиеся условием успешности его выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Различают способности:

1) общие (они обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

2) специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, для педагогических способностей ведущими являются: - педагогический такт, наблюдательность, - любовь к детям, - потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью);

творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительна, чем другие.

Выделяют различные способности учителя. К ним относят: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, как черту характера, педагогический такт, организаторские способности, простоту, ясность и убедительность речи. Эти способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были выделены В.А. Крутецким:

Дидактические способности – это способности передавать учебный материал учащимся.

Академические способности – способность к соответствующей области наук ( биология, математика и т. д.).

Перцептивные – способности проникать во внутренний мир ученика.

Речевые – способность ясно и четко выражать свои чувства, мысли.

Организаторские – умение сплотить коллектив, организовать его.

Авторитарные – умение влиять, добиваться авторитета.

Коммуникативные – способности к общению с учениками и коллегами и т.п.

Педагогическое воображение – предвидение последствий своей деятельности.

Кроме общих и педагогических способностей, в деятельности учителя проявляются и его индивидуальные особенности. Для учителей-мастеров характерны: уверенность в возможностях детского интеллекта; стремление максимально и всесторонне использовать изучаемый на уроке материал; педагогическая наблюдательность, справедливость, обоснованность; удовлетворение от общения с детским коллективом. Педагог должен в первую очередь обладать такими особенностями, как чуткость, которая должна опираться на глубокое знание психологии и педагогики, чувство ответственности за успехи на последующих этапах обучения своего ученика.

Обязательно должны проявляться общительность и доброта, которая может быть и сдержанной, но всегда иметь место в поведении и тоне педагога. Учителю музыки необходимы жизнерадостность, оптимизм, которые всегда привлекают детей к человеку. Важна справедливость в оценке каждого ученика, что определяет успех контакта, а значит, и влияние на ученика и исключает смысловой барьер. Необходим всесторонний интерес к знаниям, эрудиция как необходимое условие успешного многопредметного преподавания.

Важны эстетические чувства и эмоциональное отношение к искусству. Это дает возможность выявлять и развивать способности учеников.

Выделяют параметры, характерные для высокоэффективных учителей: увлеченность своим предметом, увлеченность в своей способности обучать, наличие коммуникативных умений (высоко экспрессивны в вербальном и невербальном общении, ясно излагают материал), умение ставить проблемные вопросы учащимся, забота об учениках, убежденность в способностях всех учеников, стремление к профессиональному росту и т.д.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Этапы становления технологического образования в России
Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое. Возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики. Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому ...

Создание проблемных ситуаций при изучении биологии
В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д. Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий пед ...

Внеклассная работа как категория обучения биологии
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru