Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Способности и профессионально-важные качества учителя музыки

Способности и профессионально-важные качества учителя музыки

Страница 1

В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется синтез его личных качеств, способностей, знаний, умений и навыков. В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт, как направленность, сформированность ряда эмоционально-волевых и моральных качеств (целеустремленности, чувства долга и ответственности) и педагогической направленности, проявляющиеся в любви и преданности выбранной профессии.

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся деятельности и являющиеся условием успешности его выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Различают способности:

1) общие (они обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

2) специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, для педагогических способностей ведущими являются: - педагогический такт, наблюдательность, - любовь к детям, - потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью);

творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительна, чем другие.

Выделяют различные способности учителя. К ним относят: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, как черту характера, педагогический такт, организаторские способности, простоту, ясность и убедительность речи. Эти способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были выделены В.А. Крутецким:

Дидактические способности – это способности передавать учебный материал учащимся.

Академические способности – способность к соответствующей области наук ( биология, математика и т. д.).

Перцептивные – способности проникать во внутренний мир ученика.

Речевые – способность ясно и четко выражать свои чувства, мысли.

Организаторские – умение сплотить коллектив, организовать его.

Авторитарные – умение влиять, добиваться авторитета.

Коммуникативные – способности к общению с учениками и коллегами и т.п.

Педагогическое воображение – предвидение последствий своей деятельности.

Кроме общих и педагогических способностей, в деятельности учителя проявляются и его индивидуальные особенности. Для учителей-мастеров характерны: уверенность в возможностях детского интеллекта; стремление максимально и всесторонне использовать изучаемый на уроке материал; педагогическая наблюдательность, справедливость, обоснованность; удовлетворение от общения с детским коллективом. Педагог должен в первую очередь обладать такими особенностями, как чуткость, которая должна опираться на глубокое знание психологии и педагогики, чувство ответственности за успехи на последующих этапах обучения своего ученика.

Обязательно должны проявляться общительность и доброта, которая может быть и сдержанной, но всегда иметь место в поведении и тоне педагога. Учителю музыки необходимы жизнерадостность, оптимизм, которые всегда привлекают детей к человеку. Важна справедливость в оценке каждого ученика, что определяет успех контакта, а значит, и влияние на ученика и исключает смысловой барьер. Необходим всесторонний интерес к знаниям, эрудиция как необходимое условие успешного многопредметного преподавания.

Важны эстетические чувства и эмоциональное отношение к искусству. Это дает возможность выявлять и развивать способности учеников.

Выделяют параметры, характерные для высокоэффективных учителей: увлеченность своим предметом, увлеченность в своей способности обучать, наличие коммуникативных умений (высоко экспрессивны в вербальном и невербальном общении, ясно излагают материал), умение ставить проблемные вопросы учащимся, забота об учениках, убежденность в способностях всех учеников, стремление к профессиональному росту и т.д.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы
При обследовании звукопроизношения важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающее ...

Теоретико-множественный смысл понятия числа и арифметических действий над ними
Чтобы понять, что такое натуральные числа, приведем такой пример. Между людьми имеются отношения, которые обозначаются словом «дружба». Каждый из вас должно быть, имеет друга или несколько друзей, и вам поэтому известно и понятно, что представляет собой это отношение. Но заметьте: имеется (существу ...

Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных предметов. В этот период его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной наличной ситуации. Расширяются круг общения ребенка и круг его инт ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru