Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Характеристика первого уровня речевого развития

Характеристика первого уровня речевого развития

Страница 1

На этом уровне у детей либо полостью отсутствует речь, либо имеются лишь ее элементы. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Лепетные слова включают в себя фрагменты слова (киска - «иса’, дедушка — «де») или звукосочетание не похожее на правильное слово (воробей — «пи»). Имеются слова-корни, искаженные по звучанию («пать» — спать, «акыть» — открыть).

Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово « лапа» обозначает и лапы животного, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В тоже время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами или наоборот одно слово служит для обозначения многих предметов.

Названия действий заменяется названием предметов (открывать —»дев» (дверь, играть в мяч — «мять»), и наоборот (кровать — «пать», игрушка— «игать»).

На этом этапе у детей, как правило, отсутствует фразовая речь. Дети используют однословные слова-предложения.

У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики—»ку», карандаш — «ка») либо повторяющиеся слоги (би-би», «ту-ту»). Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

Характеристика второго уровня речевого развития

Дети этого уровня развития речи используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи еще резко выражено.

Словарный запас довольно обширный, представленный многими частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, личными местоимениями. Значительно реже в речи употребляются союзы и предлоги. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большем количестве вербальных парафазий (замены слов).

В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами в предложении еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, глаголы в форме инфинитива или в форме третьего лица множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола. Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой либо неправильной формой существительного («играет с мячик», «пошли на горке»).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончились урок», «девочка сидят»), в роде («мама купил», «мячик упала»). Глаголы прошедшего времени часто заменяются глаголами настоящего времени. Прилагательные употребляются детьми редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лента», «большая мячики»). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются. Предлоги чаще всего употребляются не правильно или вообще отсутствуют. Союзы и частицы употребляются редко. Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего часто употребляющихся в речи детей.

На данном уровне речевого развития отсутствует словообразование, так как при восприятии слов ориентируются на значение корневой части слова, а приставки и суффиксы остаются не дифференцированными.

В речи многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искажено. Это касается, прежде всего, звуков сложных по артикуляции. Твердые звуки заменяются мягкими и наоборот (пять — «пят’, дом — домь»). Произношение артикуляторно простых звуков более четкое, но при этом наблюдается расхождение между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

Звукослоговая структура слова нарушена, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая. Дети воспроизводят контур двухсложных, трехсложных слов, однако четырех- и пятисложные слова произносятся искаженно, количество слогов сокращается, (велосипед — «сипед»).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учрежд ...

Цели и задачи курса общей химии
Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели, стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитательной и развивающей функци ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации компетентностного подхода при обучении химии в основной школе
Одним из самых эффективных методов формирования и развития ключевых компетентностей учащихся является проектная деятельность, как образовательная технология совокупности исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Под проектной деятельностью понимает ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru