Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием

Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное недоразвитие всех компонентов речевой (языковой) системы. У детей с общим недоразвитием отмечаются: позднее начало развития речи, небольшой словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонематических процессов.

Выраженные и стойкие отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей познавательной деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину нарушенного (аномального) развития ребенка в целом.

Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения напрямую связана с ранним выявлением речевого дефекта. Изучение и формирование лексического строя речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: лингвистов, психологов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой речемыслительной деятельности, и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Следует учитывать, что трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы — фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированности как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Важным показателем готовности ребенка к школе является сформированность лексико-грамматических представлений и развитие связной речи. В случае если недостатки не будут выявлены, они могут стать причиной неуспеваемости у детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе. Поэтому проблема преодоления ОНР у детей является важной для теории и практики логопедии.

Цель исследования: определение специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием, и психолого-педагогических условий, способствующих их выявлению и коррекции.

Объект исследования: степень сформированности и особенностей элементарных лексико-грамматических представлений у детей с ОНР III уровнем речевого развития.

Предметом исследования является процесс формировании лексической стороны речи у детей с ОНР.

Задачи исследования:

– провести анализ педагогический, психологической, лингвистической и специальной литературы по проблеме исследования;

– систематизировать методики обследования сформированности лексических представлений у детей с ОНР;

– выявить уровень сформированности лексических средств языка, особенности их использования в речи детей с ОНР (констатирующий эксперимент), сравнить особенности языкового развития детей с ОНР детей нормальным речевым развитием;

– обосновать методический аспект коррекционно-педагогического воздействия и отобрать упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста;

– провести экспериментальное обучение и оценить эффективность выбранной методики логопедического воздействия.

Гипотеза исследования:

Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на отработку основных компонентов операционно-технического звена речевого механизма, будет эффективней, при применении индивидуально – дифференцированного подхода, учитывающего уровень сформированности лексического строя речи. Это позволит оптимизировать процесс усвоения детьми лексических компонентов речи, способствуя тем самым преодолению стойких вариантов лексического недоразвития.

Методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, лингвистической, методической литературы по изучаемой проблеме;

- изучение истории развития и медико-педагогической документации на каждого ребенка с ОНР;

- логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития;

- наблюдение за детьми в процессе учебных занятий, в играх и быту;

- организация и проведение констатирующего эксперимента, обработка полученных данных;

- обучающий эксперимент.

Похожие публикации:

Специфика образовательного сервиса в Финляндии. Среднее образование
Конституция определяет: каждый гражданин Финляндии имеет право учиться. Школа делится на две ступени: начальную и среднюю, которую обязаны закончить все. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питаниерв ...

Противоречия между содержанием проекта и условиями его реализации
Как говорилось выше (в первой главе) в современной ситуации реализации развивающего обучения остро встает вопрос о соотношении «реального РО» с его проектом. Первостепенное значение вопрос имеет, прежде всего, для школьной практики. На сегодняшний день реализация проекта Развивающего Обучения на ма ...

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru