Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием

Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное недоразвитие всех компонентов речевой (языковой) системы. У детей с общим недоразвитием отмечаются: позднее начало развития речи, небольшой словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонематических процессов.

Выраженные и стойкие отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей познавательной деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину нарушенного (аномального) развития ребенка в целом.

Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения напрямую связана с ранним выявлением речевого дефекта. Изучение и формирование лексического строя речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: лингвистов, психологов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой речемыслительной деятельности, и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Следует учитывать, что трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы — фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированности как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Важным показателем готовности ребенка к школе является сформированность лексико-грамматических представлений и развитие связной речи. В случае если недостатки не будут выявлены, они могут стать причиной неуспеваемости у детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе. Поэтому проблема преодоления ОНР у детей является важной для теории и практики логопедии.

Цель исследования: определение специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием, и психолого-педагогических условий, способствующих их выявлению и коррекции.

Объект исследования: степень сформированности и особенностей элементарных лексико-грамматических представлений у детей с ОНР III уровнем речевого развития.

Предметом исследования является процесс формировании лексической стороны речи у детей с ОНР.

Задачи исследования:

– провести анализ педагогический, психологической, лингвистической и специальной литературы по проблеме исследования;

– систематизировать методики обследования сформированности лексических представлений у детей с ОНР;

– выявить уровень сформированности лексических средств языка, особенности их использования в речи детей с ОНР (констатирующий эксперимент), сравнить особенности языкового развития детей с ОНР детей нормальным речевым развитием;

– обосновать методический аспект коррекционно-педагогического воздействия и отобрать упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста;

– провести экспериментальное обучение и оценить эффективность выбранной методики логопедического воздействия.

Гипотеза исследования:

Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на отработку основных компонентов операционно-технического звена речевого механизма, будет эффективней, при применении индивидуально – дифференцированного подхода, учитывающего уровень сформированности лексического строя речи. Это позволит оптимизировать процесс усвоения детьми лексических компонентов речи, способствуя тем самым преодолению стойких вариантов лексического недоразвития.

Методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, лингвистической, методической литературы по изучаемой проблеме;

- изучение истории развития и медико-педагогической документации на каждого ребенка с ОНР;

- логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития;

- наблюдение за детьми в процессе учебных занятий, в играх и быту;

- организация и проведение констатирующего эксперимента, обработка полученных данных;

- обучающий эксперимент.

Похожие публикации:

Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей ЗПР
На основе данных констатирующего эксперимента проводится коррекционная работа, которая направлена на исправление речевых нарушений у данной категории детей. Коррекционная работа включает в себя два этапа: Подготовительный этап. Основной этап. В подготовительный этап входят направления: Развитие зри ...

Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат
Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и нео ...

Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии
Ценностно-смысловая компетентность Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы. ● перед изуче ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru